В условиях быстрого распространения коронавируса, повлекшего переход к самоизоляции населения и необходимому в данных условиях дистанционному обучению детей, обнажились определенные проблемы организации образования в цифровую эпоху. С одной стороны, у нас появились огромные информационные возможности, которые предоставляет системе образования ставший повсеместно доступным Интернет, а значит неограниченные возможности для самообразования. С другой, имеет место возрастание роли педагога, как руководителя и организатора образовательного процесса, особенно на стадии формирования личности обучающегося, когда очень важно заложить интерес к получению новых знаний, обеспечить базовые знания для дальнейшего развития, дать методологию поиска и освоения новых знаний. Безусловно, завершение пандемии приведет к возврату к привычной для нас классно-урочной системе уже не в той форме, в которой оно существовало до 2020 года. В современном информационном обществе получение образования должно строиться с учетом взрывного развития технических возможностей, в том числе и для дистанционного обучения, и для использования его элементов в традиционном учебном процессе. Условия карантина заставили нас серьезно об этом задуматься.
Как ни странно, практика экстренного перехода на дистанционное обучение показала, что нагрузка на преподавателей при этом не снижается, а только увеличивается. Такое обучение становится более персонифицированным, требующим большего внимания к каждому обучающемуся, а значит и большего рабочего времени преподавателя. Таким образом, в случае возможного перехода к дистанционному обучению детей, подростков и молодежи и даже его частичного использования в учебном процессе должно потребоваться не уменьшение, а увеличение числа педагогических работников, что в больших масштабах вряд ли реализуемо, да и вряд ли целесообразно. И тут самое время вспомнить Белл-Ланкастерскую систему, которая в свое время возникла именно из-за дефицита учителей. Белл-Ланкастерская система взаимного обучения была разработана и применена в школах Англии и Индии в конце восемнадцатого века, хотя идея взаимного обучения, как отмечает член-корреспондент Российской академии образования Андрей Викторович Хуторской [5], встречается еще в Рамаяне – древнеиндийском эпосе, в школах Древней Спарты и Китае времён Конфуция. Сейчас мы, безусловно, имеем совершенно иную ситуацию, чем была в восемнадцатом, девятнадцатом и даже в двадцатом веке. Еще в 2012 году А.В.Хуторской отмечал: «В связи с современными возможностями использования телекоммуникационных ресурсов и технологий сети Интернет у Белл-Ланкастерской системы мог бы появиться шанс развития. В качестве начального эксперимента можно разработать инструкцию для ученика (монитора) с рекомендациями о том, как ему потом нужно будет обучать этой теме группу других учеников.» [5].
Впрочем, в 2018 году Георгий Ведерников предложил пути развития Белл-Ланкастерской системы в цифровую эпоху. Он полагает, что «Имеет смысл создавать сетевые сообщества «мониторов», которые, пройдя обучение, будут ретранслировать знания другим страждущим. … Номинальный «ученик» непременно самостоятельно потянется к знаниям, ведь позже он сам станет «учителем». … Используя IT-технологии, … можно нивелировать минусы систем взаимного обучения прошлого.»[2] Г. Ведерников предлагает конкретный механизм для интенсификации школьного обучения: «Например, 10-11 классы на обязательной основе начнут помогать девятым классам при подготовке к ОГЭ, а среднее звено (пятые, шестые, седьмые классы) займутся начальной школой. В дальнейшем подобных промежутков становилось бы всё больше, и каждый класс отвечал бы за конкретных младших товарищей (11 отвечает за 10, 10 за 9 и так далее)» [2]. Таким образом «Белл-Ланкстерские классы удачно лягут на современные рельсы при грамотной, комплексной и всесторонней поддержке со стороны государства. Дешевизна такой системы выступит главным аргументом в пользу её повсеместного внедрения.
Впрочем, даже в 2019 году, в материале, предлагаемом для профессиональной подготовки и повышения квалификации, в городе Омске, относительно Белл-Ланкастерской системы высказано иное мнение: «с современными технологиями и последними научными разработками, Белл-Ланкастерская система взаимного обучения больше не обладает уникальными возможностями, недоступными при классическом образовании. В наше время такой необычный формат можно применять для изучения отдельных несложных тем или – как это часто бывает в современных школах – в рамках нескольких необычных дней самоуправления.» [4]
В работе М.Д.Кушель «Возможности применения, преимущества и недостатки Белл-Ланкастерской системы обучения» как пример использования этой системы для взрослых рассматривается организация корпоративного обучения: «При корпоративном обучении наглядно прослеживается использование Белл-Ланкастерской системы. Ведь под корпоративным обучениям мы понимаем повышение образования и получение новых навыков и умений сотрудниками одной компании. А проводят эти занятия в основном сами сотрудники данной фирмы или предприятия с более высокой квалификацией, также как по системе Белла и Ланкастера.»[3, с.162] Строго говоря, рассматривать данный процесс как применение идей Эндрю Белла и Джозефа Ланкастера, можно только с большой натяжкой.
В своей работе «Белл-Ланкастерская система взаимного обучения» А.В.Хуторской приводит таблицу с детальным сравнительным анализом достоинств взаимообучения и его недостатков для «ребенка-учителя», «ребенка-ученика» и «взрослого учителя». Хотя таблица составлена применительно к традиционной, доцифровой, форме обучения, ее рассмотрение с позиции современных реалий позволяет выявить те новые возможности, которые нам предоставляет Белл-Ланкастерская система в настоящее время.
Для «ребенка-учителя» – это стремление укрепить свои лидерские позиции, осваивая с помощью IT-технологии те знания и умения, которые без этого оставались бы вне зоны его внимания, и связанный с этим рост самоуважения и самодисциплины «ребенка-учителя»; более глубокое и систематизированное усвоение знаний в процессе передачи его своим друзьям; осознание важности взаимопомощи и возможности помочь другим; изменение поведения благодаря социальной фиксации доверия взрослых и понимания проблем, с которыми сталкивается взрослый преподаватель в процессе обучения. Для «ребенка-ученика» – это большее индивидуальное внимание и эмоциональная поддержка; получение удовольствия от обучения при общении со своими сверстниками, а, значит, и рост мотивации учения; обогащение навыков общения с другими людьми. При этом взрослый преподаватель может более рационально распределять своё время и внимание, активнее помогать учащимся, требующим особого подхода. В то же время при такой организации учебного процесса на преподавателя ложится дополнительная нагрузка по организации внеурочной работы, работы с «мониторами» в терминологии Белл-Ланкастерской системы. Это иной подход, чем предлагает Г. Ведерников, но на наш взгляд он не менее перспективный.
Библиографический список
- Ведерников, Г. Ученики превращаются в учителей. Как устроена Белл-Ланкастерская система и почему её стоит вспомнить в школе // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://mel.fm/blog/george-vedernikov/62593-ucheniki-prevrashchayutsya-v-uchiteley-kak-ustroyena-bell-lankasterskaya-sistema. (Дата обращения: 17.05.2020).
- Кушель, М.Д. «Возможности применения, преимущества и недостатки Белл-Ланкастерской системы обучения» // Материалы Международной научно – практической конференции 23 – 24 ноября 2017 года, в 2 частях, Часть 1, Минск БНТУ 2017 , – с. 162-164
- Проф. переподготовка и курсы повышения квалификации. / Некоммерческая организация, Омск, Россия //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://ok.ru/sibindo/topic/68955010892028 (Дата обращения: 17.05.2020).
- Хуторской, А.В. Белл-Ланкастерская система взаимного обучения // Школьные технологии. – No 6 . – 2012., – с. 107 -109.