Основоположником предметного плаката считается Луциан Бернхард. Ему было немного за 20, когда в 1906 году он предложил свой рекламный плакат на конкурс, проводимый спичечной компанией Priester. Бернхард убрал все ненужные детали на рисунке и оставил только пару красных спичек на фоне. Затем над спичками он нарисовал название компании. Ни слогана, ничего, что могло бы отвлекать от изображения товара и имени производителя [1].
Рисунок 1 – Плакат Луциана Бернхарда на конкурс
Изначально на конкурсе его плакат не оценили по достоинству: жюри выбросили плакат в мусорную корзину. Однако, один из членов жюри задержался, увидев в корзине плакат Бернхарда. Тем самым человеком был Эрнст Гровальд, он достал плакат, рассмотрел и сказал: «Это гениально» [1]. Гровальду удалось убедить в этом и остальных членов жюри. Таким образом, плакат Бернхарда занял первое место в конкурсе и с него начался новый, прямолинейный стиль в рекламе [1].
Немецким компаниям очень понравился минимализм, которому они дали название Sachplakat («предметный плакат»; от него произошёл более обширный Plakatstill, «плакатный стиль»). Рекламодатели посчитали, что сложные украшения ар-нуво будут конкурировать за внимание зрителей с изображением самих товаров, поэтому свое предпочтение они начали отдавать предметному плакату [2].
Для предметного плаката характерно: жирный прямой шрифт, обычно этим шрифтом писали название компании или продукта; расположение рекламируемого товара в центре плаката; наличие ярких плашечных цветов [1].
Рисунок 2 – Hans Rudi Erdt, 1911
Sachplakat имел популярность с 1905 по 1914 год по всей Европе до того момента, пока Первая Мировая война не нанесла урон по бизнесу. После войны технологии в рекламе значительно продвинулись снова, и уже другие более современные идеи завоевали рынок коммерческой иллюстрации [3].
Библиографический список
- Иконы графического дизайна/Джо Клиффорд; [пер. с англ. А.В. Захарова]. – Москва: Эскимо, 2015. – 240 с.
- Ромат, Е. В. Реклама / Е.В. Ромат. – М.: Питер, 2014. – 496 c.
- Йенсен, Ролф Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес / Ролф Йенсен. – М.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2015. – 172 c.