К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРАХ РЕСУРСНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Гофман Валерий Рафаэльевич
Южно-Уральский государственный университет
канд. техн. наук, старший научный сотрудник, доцент

Аннотация
На современном этапе экономического развития существенно обострились противоречия между неограниченным ростом потребностей субъектов экономики и ограниченной способностью природно-ресурсного потенциала. Наблюдаемый в последние годы экспоненциальный рост популярности прогрессивной ресурсосберегающей концепции «зеленой экономики» обусловлен нарастающим глобальным системным эколого-социально-экономическим кризисом.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гофман В.Р. К вопросу об эколого-экономических индикаторах ресурсной продуктивности научно-технического решения // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/04/92046 (дата обращения: 29.03.2024).

Повышение экологической и ресурсной эффективности производства и потребления является важнейшей составляющей стратегий в области экологии и зеленого роста. Показатели экологической эффективности характеризуют экологическую и экономическую эффективность мер по снижению, контролю и предупреждению выбросов загрязнителей и других отходов, генерируемых в процессе производства и потребления. Показатели ресурсной эффективности характеризуют экологическую и экономическую эффективность использования в процессе производства и потребления естественных ресурсов, включая воду, энергию и другие материалы. Обычно такие показатели выражаются как относительная интенсивность или коэффициент производительности. Они увязывают такие экологические переменные, как добыча, производство или потребление природных ресурсов и материалов, с такими экономическими переменными, как выходная продукция, доход и добавленная стоимость [1].

Эколого-экономическим индикатором, отражающим эффективность функционирования экономики и ее воздействие на окружающую среду, является природоемкость, которая показывает затраты природных ресурсов и объемы загрязнений на единицу конечного результата. В качестве одного из важнейших эколого-экономических показателей, может выступать такой частный показатель природоемкости как энергоемкость, поскольку этот показатель является достаточно представительным эколого-экономическим индикатором, отражающим как экономические, так и экологические аспекты [2].

Загрязнение окружающей среды является непосредственной причиной различных натуральных ущербов, денежная оценка которых представляет из себя экономический ущерб, являющийся основным параметром согласования производственной и природоохранной деятельности.

Наблюдаемый в последние годы экспоненциальный рост мировой популярности прогрессивной ресурсосберегающей концепции «зеленой» экономики обусловлен нарастающим глобальным системным эколого-социально-экономическим кризисом.

Современная научная концепция «зеленой» экономики базируется на трех известных аксиомах:

– бесконечное расширение сферы влияния в ограниченном пространстве невозможно;

– удовлетворение бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов невозможно;

– игнорирование объективно данной реальности, что в природе все взаимосвязано, невозможно.

Для успешного повсеместного внедрения концепции «зеленой» экономики необходимо:

– обеспечить государственную поддержку новых прогрессивных научно-технических разработок, связанных с созданием и внедрением экологически чистых «зеленых» технологий, поощрять экономическими методами организацию и производство экологоориентированных продукции и услуг;

– разработать социально-экономические стратегии развития, эффективно объединяющие экономические и социальные цели, способствовать притоку «зеленых» инвестиций в народное хозяйство, привлекать бизнес и общественность к решению проблем, связанных с изменением климата;

– пересмотреть действующую систему налогообложения, сместив основные акценты по взиманию налогов с потребителя на загрязнителя окружающей природной среды;

– обновить и модернизировать технологические процессы, материально-техническую базу социальной и экономической сфер регионов страны, обеспечить поступательное движение в направлении экологоориентировааного развития экономики, повысить уровень экологического воспитания, образования и экологической культуры населения;

– развивать программы международного и регионального сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, мотивировать бизнес в принятии активного участия в экологических проектах и программах;

– рассматривать «зеленую» экономику как единственный реальный путь сохранения окружающей природной среды, улучшения качества жизни, благополучия и здоровья населения страны.

При этом инвестиции в сельское хозяйство должны быть направлены на существенное повышение экологической безопасности продовольственного сырья и продуктов питания, улучшение функционального качества пищевых продуктов, значительное снижение негативного влияния агропромышленного комплекса на окружающую природную среду в интересах устойчивого социально-экономического развития общества [3].

В настоящее время одним из основных инструментов менеджмента, предназначенных для решения задач ресурсосбережения и оценки эколого-экономического воздействия производства на окружающую среду, является методология оценки жизненного цикла (ОЖЦ) продукции – Life-Cycle Assessment (LCA), представляющая собой системный подход к оценке всех видов ресурсов, используемых для производства продукции в течение ее жизненного цикла – от добычи и переработки сырья до утилизации отдельных компонентов продукции.

Исходя из основного принципа методологии LCA, анализу и оценке подлежит вся продукционная цепочка: производство продукции, потребление произведенной продукции, размещение отходов производства в окружающей среде. Это позволяет осуществить комплексную оценку ресурсных потоков каждого звена продукционной цепочки, дает возможность управлять входными и выходными потоками продукционной системы, повысить ресурсную эффективность производства, минимизировать воздействие на окружающую среду.

Модернизация системы менеджмента хозяйствующих субъектов экологизацией входных и выходных потоков на всех стадиях продукционной системы путем разработки и внедрения научно-методологических основ и эколого-экономических инструментов, является актуальной задачей, ее решение имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку способно обеспечить существенное повышение экологической безопасности, энергетической и ресурсной продуктивности производства [4].

На современном этапе мирового экономического развития существенно обострились противоречия между неограниченным ростом потребностей субъектов экономики и ограниченной способностью природно-ресурсного потенциала. Экологические экстерналии принято рассматривать как социально-экономические последствия, преимущественно негативные, производственной деятельности хозяйствующего субъекта, которые самим этим субъектом во внимание не принимаются. Поскольку в рассматриваемом случае затраты на устранение производимых загрязнений в себестоимости продукции отсутствуют, средства на ликвидацию возникающего эколого-социально-экономического ущерба, на компенсацию изменения величины ассимиляционного потенциала окружающей среды, экологической емкости территории, вынуждены изыскивать население, другие хозяйствующие субъекты.

В существующих рыночных условиях практическое решение проблемы адекватной интернализации отрицательных экологических экстернальных эффектов не может быть успешно реализовано без определяющего государственного вмешательства при безусловном активном участии экологически грамотного населения, без создания нормативно-правовых и институциональных условий, обеспечивающих финансово-экономическую заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в повсеместном активном внедрении интегрированных систем экологического менеджмента ISO 14000, менеджмента профессиональной безопасности и здоровья ISO 18000, менеджмента качества ISO 9000, использования наилучших существующих доступных технологий (Best Available Technology – BAT).

При этом должны применяться исключительно современные высокоэффективные, эколого-социально-экономически научно обоснованные институциональные методы, ориентированные, прежде всего, на предупреждение негативного техногенного воздействия субъектов экономики на окружающую природную среду, а не на ликвидацию разрушительных последствий их производственной деятельности, что, как следует из известной аксиомы «экономично то, что экологично», в конечном счете, всегда существенно более затратно и, к тому же, не всегда практически возможно [5].

При планировании деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду, существенное внимание уделяется требованиям устойчивого развития, что подразумевает учет не только экономических, но также социальных и экологических факторов. Их комплексная оценка невозможна без использования системного подхода, который позволяет связать в единое целое значительное количество процессов, протекающих в экономической, социальной и экологической сферах. Как показал анализ, наиболее удобным математическим аппаратом для описания и исследования подобных сложных систем является когнитивное моделирование, создание когнитивных моделей позволяет решать различные задачи управления.

В рассматриваемом случае для описания когнитивной модели наиболее эффективно использование аппарата ориентированных графов, которые широко применятся при решении многокомпонентных задач, отображение в формируемых моделях обратных связей повышает достоверность результатов моделирования. На рисунке 1 представлена разработанная на основе теории графов знаковая когнитивная модель жизненного цикла ртутьсодержащих источников освещения [6].

Рисунок 1 – Знаковая когнитивная модель жизненного цикла

энергосберегающих ртутьсодержащих источников освещения

 

При установлении технических нормативов до настоящего времени в Российской Федерации используются санитарно-гигиенические нормативы, требования, предъявляемые непосредственно к источникам воздействия на окружающую среду. Вместе с тем, как показал анализ, система санитарно-гигиенического нормирования имеет ряд существенных недостатков и не позволяет учесть ряд важных факторов, которые могут оказывать существенное негативное влияние на степень опасности тех или иных загрязнителей окружающей среды:

– предполагает контроль уровня загрязнений с помощью очистных сооружений на выходе из продукционной системы (на «конце трубы»), при котором материальные затраты значительны, а эффективность снижения уровня загрязнений окружающей среды, как правило, невысока, поскольку для эффективного сокращения эмиссии загрязняющих веществ необходимо повышать ресурсную и энергетическую эффективность производства на протяжении всего жизненного цикла выпускаемой продукции в контексте входных и выходных потоков продукционной системы, обратив особое внимание на экологические свойства применяемых в технологическом процессе материалов;

– плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена в отношении лишь нескольких сотен загрязняющих веществ, в то время, как их количество достигает тысяч, постоянный стремительный ежегодный рост числа новых ксенобиотиков существенно затрудняет процесс установления ПДК загрязняющих веществ, при этом процедура разработки и утверждения нормативов ПДК длительна и трудоемка, поскольку проводится с применением методов токсикологии;

– отсутствуют экономические стимулы для экологической модернизации производства у руководства хозяйствующих субъектов, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую природную среду несущественна и не включает компенсацию предприятия-загрязнителя за наличие экстернальных эффектов;

– отражает нормативы приемлемых для человека условий среды, но не учитывает воздействие загрязняющих веществ на другие виды живых организмов, а также на интенсивный рост концентрации загрязняющего вещества при движении его по пищевым (трофи́ческим) цепям при взаимоотношениях между группами организмов, при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими;

– не учитывает трансформацию загрязняющих веществ, их кумуляцию и транслокацию, антагонистическое действие и аддитивность, а также крайне важный в рассматриваемом случае синергетический эффект в результате совместного действия отдельных элементов системы загрязняющих веществ, который может приводить к ее качественному изменению под действием различных флуктуаций, и отдаленные негативные последствия воздействия загрязняющих веществ, которые могут вызывать соматические или наследственные мутации;

– в лабораторных экспериментах невозможно учесть все адаптационные процессы, популяционные и биоценотические эффекты, а также другие формы взаимоотношений между организмами, наблюдаемые в реальных экосистемах.

Технологическое нормирование, в отличие от гигиенического нормирования загрязняющих веществ (отходов производства) – прогрессивный и наиболее эффективный современный инструмент управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечивающий, как показывает мировая практика, экологически ориентированный рост экономики при приемлемом риске для здоровья населения. В российское законодательство концепция технологического нормирования впервые введена Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» (Ст.1). Реализация механизма предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Технологическое нормирование существенно упрощает процедуры, как производственного экологического контроля, так и государственного контроля за деятельностью предприятия. Комплексное разрешение на базе концепции наилучшей доступной технологии (BAT–technology) содержит ограниченный список параметров для контроля, характерных именно для используемой технологии. В результате использования наилучшей доступной технологии (НДТ) обеспечивается приведение системы нормирования уровня загрязнения окружающей среды к оптимальным значениям, к наилучшим показателям, достижимым на современном этапе развития мировой науки, переход от отдельных разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов к комплексным разрешениям, гармонизация национального природоохранного законодательства и соответствующей практики управления природопользованием с международным природоохранным законодательством, будет стимулировать предприятия к разработке и внедрению в производство новых прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных технологий с повсеместным использованием в технологических процессах экологически безопасных материалов, что благоприятно скажется на качестве окружающей природной среды, на инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности выпускаемой продукции [8].

При этом следует учитывать ограниченность ассимиляционного потенциала окружающей природной среды (экологической емкости территории) как специфического природного ресурса, под которым понимают способность биосферы в определенных пределах поглощать и перерабатывать вредные вещества, обеспечивая возможность сохранения экологических условий, приемлемых для жизнедеятельности человека и всей биосферы.


Библиографический список
  1. Инициатива зеленого роста и центральная основа Системы эколого-экономического учета. Организация Объединенных Наций ECE/CES/2013/24: Европейская экономическая комиссия/ Конференция европейских статистиков/ Шестьдесят первая пленарная сессия. – Женева, 10–12 июня 2013 года.
  2. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)/Под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко – М.: ЦПРП, 2001. – 220 с.
  3. Гофман В.Р., Голованова А.А., Тысленко В.П. «Зеленая» экономика как глобальная инновационная технологическая модель: труды Третьего международного междисциплинарного симпозиума «Физика бессвинцовых пьезоактивных и родственных материалов»/г. Ростов-на-Дону, 2014. – Вып. 3, том. 2. С.18–22.
  4. Гофман В.Р. Экологическая безопасность и природоемкость стадий продукционной системы в контексте входных и выходных потоков: труды Шестого Международного междисциплинарного симпозиума «Физика бессвинцовых пьезоактивных и родственных материалов»/г. Ростов-на-Дону, 2017, – том. 1. С.247-251.
  5. Гофман В.Р. К вопросу о нормативно-правовых и институциональных условиях интернализации экологических экстерналий: труды Второго международного междисциплинарного симпозиума «Физика бессвинцовых пьезоактивных и родственных материалов»/г. Ростов-на-Дону, 2013.–  Вып. 2. Том I. С. 176–178.
  6. Гофман В.Р., Голованова А.А. Знаковая когнитивная модель жизненного цикла энергосберегающих ртутьсодержащих источников освещения: труды Пятого Международного междисциплинарного симпозиума «Физика бессвинцовых пьезоактивных и родственных материалов»/г. Ростов-на-Дону, 2016, – том. 1. С.174-178.
  7. Гофман В.Р. Концепция «BAT–technology» в решении экологических проблем современного материаловедения: труды Седьмого Международного междисциплинарного симпозиума «Физика бессвинцовых пьезоактивных и родственных материалов»/г. Ростов-на-Дону, 2018, – том. 1. С.277-281.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гофман Валерий Рафаэльевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация