ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТИТУТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

Балданцыренова Чимита Юмжановна
Сибирский институт управления филиал РАНХиГС г. Новосибирск

Аннотация
В статье рассматривается функционирование Общественной палаты Российской Федерации с момента ее образования и по настоящее время. Актуальной проблемой в Российской Федерации является процесс формирование гражданского общества, а Общественная палата Российской Федерации одним из механизмов развития гражданского общества.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Балданцыренова Ч.Ю. Общественная палата Российской Федерации как институт взаимодействия власти и общества // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/02/91381 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель – канд. социол. наук, доцент

Н.Н. Таушканов

Важную роль в формировании гражданского общества играет открытость органов государственной власти, поскольку граждане, знающие, какие действия и по какой причине происходят во власти, могут осуществлять общественный контроль, а также принимать участие в принятии значимых решений. Именно сформированное гражданское общество определяет страну как правовое государство.

Важнейшим механизмом развития гражданского общества является реализация прав и свобод человека и гражданина, его участие в деятельности органов государственной власти. Конституция Российской Федерации определяет право гражданин выражать собственное мнение, защищать свои интересы через проведение мирных собраний, пикетов, референдумов и др.[1]

Гражданское общество представляет собой взаимосвязанную систему независимых от государственной власти общественно-политических инструментов общественных отношений, позволяющих гражданам реализовывать свои права и свободы в рамках действующего законодательства[2].

Ключевую роль в сущности гражданского общества играет свобода как способ самовыражения, ограниченный установленными законодательством мерами ответственности[3]. Особенность гражданского общества заключается в том, что свободу нельзя создать искусственно, представить лишь видимость, не понимая ее предназначение и ценность.

Власть в Российской Федерации является фактором формирования и функционирования гражданского общества, поскольку именно российская власть создает модель и институты его развития.

Гражданское общество позволяет вести диалог власти и населения. Граждане принимают участие в политической жизни страны через взаимодействие с государственными институтами, выступая в качестве независимого и значимого участника в процессе выработки правил и стандартов, проведения общественного контроля и иных публичных процедур. Взаимодействие власти и общества происходит через общественное мнение, являющееся важнейшим гражданским механизмом контроля политической жизни в стране.

Общественное мнение граждан страны наиболее важно для стран с высоким уровнем демократии. Поскольку именно демократия представляет собой политический режим, при котором общество осуществляет самоуправление с целью достижения общественных благ и удовлетворения интересов и общества, и власти. Демократия включает в себя несколько фаз: сначала определяется предмет спора и основные проблемы, затем проводится анализ обозначенной проблемы и определяются варианты ее преодоления. При этом оценивается эффективность предложенных вариантов решения спора (проблемы), их достоинства и недостатки, к осуществлению этой фазы могут быть подключены политические эксперты. В итоге результат представляется для общественного обсуждения, зачастую это происходит через СМИ и социальные опросы общественного мнения[4].

Режим взаимодействия власти и общественного мнения представляет собой степень вовлеченности инструментов власти в принятии политических решений и в управление государством. Это такие режимы, как: режим подавления властью общественного мнения, режим игнорирования общественного мнения, режим патернализма (контроля) со стороны власти, режим сотрудничества власти и общественного мнения, режим давления общественного мнения на власть, режим диктатуры общественного мнения.

Власть не должна недооценивать возникающую реакцию общества на какое-либо явление, поскольку неправильные действия власти могут привести к общественным недовольствам, что может привести к потере управления над ситуацией. Именно поэтому в процессе формирования и принятия политических, управленческих решений, влияющих на общество, власть должна иметь представление об обществе и прислушиваться его мнению.

Барьером при взаимодействии государства и общества является необходимость совершенствование политического поведения между ними. Так, власть должна быть открытой и, насколько это возможно, «прозрачной», она не должна преувеличивать цели и задачи своей деятельности, привирать в ожиданиях, обещать то, что выполнить невозможно, предоставлять сведения о политической жизни в не полной мере, при этом многое утаивая, что делается с целью получения общественной поддержки.

Стремиться к открытости власть должна даже несмотря на имеющийся риск получить неодобрение со стороны граждан.

Другим барьером взаимодействия государства и общества является неправильное понимание вопросов, выносимых властью «на повестку дня». Иными словами, возникает проблема понимания языка власти – терминов, фраз, в последствии чего смысл некоторых решений и мероприятий может быть понят неверно. И происходит это даже несмотря на то, что в нашей стране уровень политической грамотности находится на высоком уровне.

Иным барьером взаимодействия государства и общества является то, что власть замещает глобальную проблему, требующую срочного решения, незначимой и несрочной, тратя на это все время и силы, что, несомненно, вызывает недовольство властью со стороны граждан. Зачастую данное замещение вызвано нежеланием власти привлекать общественное внимание к серьезным проблемам.

Общественное мнение оказывает большое влияние на развитие всех политических подсистем общества, оказывает большое влияние на формирование политической культуры и идеологии, являясь самостоятельным звеном политической жизни, партнером и оппонентом власти, а также ресурсом осуществления реформ и преобразований.

Кроме общественного мнения механизмами взаимодействия общества и государства являются митинги, собрания, референдумы. В современном мире механизмом данного взаимодействия является Интернет, позволяющий современно получать актуальную информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти, политической жизни, сведения об актуальных вопросах, спорах, решениях и изменениях, активно участвовать в политической жизни страны. Электронное правительство позволяет гражданам получать различные государственные услуги через Интернет. Также взаимодействие государства и общества в Интернете осуществляется на различных Интернет-форумах, на которых граждане высказывают общественное мнение, а власть обращает на него свое внимание.

По мимо всего перечисленного, диалог между гражданами и обществом осуществляется при помощи таких институтов-посредников, как:

– Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, функционирующий как на федеральном, так и на региональном уровнях, включающий в себя институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации;

– Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты регионального уровня.

Деятельность Общественной палаты Российской Федерации, являющейся консультативно-совещательным органом, направлена на привлечение населения к политической жизни страны, проведение общественной экспертизы законопроектов, осуществление функции общественного контроля над деятельностью властей и др.[5]

Общественная экспертиза, являющаяся важным направлением деятельности Общественной палаты Российской Федерации, представляет собой инструмент реализации конституционных прав граждан при их участии в политической жизни страны, в ее управлении. Общественная экспертиза позволяет учитывать мнение граждан, определяет их потребности и позволяет им оценивать законопроекты на соответствие нормам права и законности[6]. Результатом общественной экспертизы является экспортное заключение.

За все время существования Общественной палаты Российской Федерации было подготовлено

За период существования Общественной палаты Российской Федерации было подготовлено и рассмотрено свыше 750 экспертных заключений, рассматривающих различные законопроекты, что способствовало взаимодействию власти и населения, выразившего общественное мнение по рассматриваемым законопроектам.

Общественный контроль над властью, проводимый через обсуждение законопроектов, осуществляется в форме мониторинга, слушания, экспертизы, общественной проверки и др.

Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты муниципальных образований являются субъектами общественного контроля над властью.

Все это определяет Общественную палату Российской Федерации как важнейший институт взаимодействия власти и общества.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, (дата обращения: 18.04.19).
  2. Пасечников А.К. Экономические функции гражданского общества в России // Вопросы экономики и права. – 2016. – №1. – С. 45.
  3. Пасечников А.К. Экономические функции гражданского общества в России // Вопросы экономики и права. – 2016. – №1. – С. 46.
  4. Корнеев В.Н. Демократия и общественное мнение // Философские науки. – 2017. – №4. – С. 31.
  5. Об Общественной палате Российской Федерации: федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, (дата обращения: 18.04.19).
  6. Кустовая Е.И. Общество и власть: проблемы взаимопонимания: монография. – М., 2016. – С. 27.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Балданцыренова Чимита Юмжановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация