ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Седова Анастасия Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Актуальность данной работы состоит в разграничении понятий «психологическое консультирование», «психотерапия», «психологическая коррекция», установлении их соотношения, приведении классификации психологического консультирования и описания необходимости его проведения в той или иной ситуации.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Седова А.С. Понятие психологического консультирования // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91219 (дата обращения: 05.11.2024).

Психологическое консультирование как одна из ветвей практической психологии появилось относительно недавно, в 50-е гг. XX в., т.е. позднее, чем возникли остальные отрасли практической психологии, такие, как психологическая диагностика, психологическая коррекция, психотерапия. Между тем, достаточно сложно разграничить понятия «психологическое консультирование», «психотерапия», «психологическая коррекция», по причине того, что их цели, задачи, методы тесно связанны друг с другом.

Определений понятия психологической коррекции достаточно много, но самым распространённым является то, которое определяет психологическую коррекцию как деятельность психолога по исправлению тех отклонений психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют установленной оптимальной модели (А. С. Спиваковская).

Психотерапию же признают более узким по отношению к психологической коррекции понятием и понимают как метод лечения психических и психосоматических (т.е. вызванных психическими факторами) заболеваний. Однако в настоящее время это понятие расширяется, и психологическая модель психотерапии (в отличие от медицинской) предполагает помощь людям психологическими методами в самых различных ситуациях психологического неблагополучия (внутренние конфликты, тревога, нарушения общения и социальной адаптации в целом и др.). С данной точки зрения психотерапия очень тесно соприкасается с психологической коррекцией и с психологическим консультированием, поэтому не удивительно, что некоторые психологи рассматривают эти понятия как идентичные.

Целью психологического консультирования является разработка консультируемым новых осознанных вариантов действия в проблемной ситуации. Вместе с тем предполагается, что клиент психолога-консультанта — психически и психологически здоровый человек, способный отвечать за свои поступки и анализировать ситуацию. Соответственно в психотерапии и психологической коррекции этого от клиента (пациента) может и не ожидаться. Но на практике оказывается, что практически не бывает «абсолютно здоровых» клиентов, и психолог-консультант так или иначе выступает в роли психотерапевта.

В общей сложности психологическое консультирование обладает своими особенностями и в характере целей, и в используемых методах. С его помощью решаются не столько жизненно важные, глубинные, витальные проблемы (как в психотерапии и психологической коррекции в той части, что их сближает), сколько проблемы приспособления к ситуации. Психолог помогает консультируемому по-новому взглянуть на проблему, уйти от привычных действий, реагирования и поведения, выбрать конкретную линию поведения. Фактически, задачей психолога не является коррекция патологических симптомов, обеспечение личностного роста клиента, установление особых терапевтических отношений и т. п. Главная цель психолога-консультанта, по мнению Ю.Е.Алешиной (1994), — помочь клиенту взглянуть на свои проблемы и жизненные сложности с другой стороны, обнаружить и проговорить те стороны взаимоотношений, которые, являясь причиной трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Базой такого вида воздействия становится перемена установок клиента на других людей и формы взаимодействия с ними.

Что касается методов психологического консультирования, то особенность заключается в большой значимости их применения по ходу работы: в сравнении с психотерапией и психологической коррекцией при консультировании психолог меньше времени выделяет на выслушивание (в психотерапии на это уходит основная часть времени), больше объясняет, больше информирует, больше дает советов и указаний (в психотерапии, за редкими исключениями, советы и указания не используются). Консультирование проводится не так регулярно, как психотерапия и психологическая коррекция, и в основном занимает меньше времени.

В зависимости от вида возникающих проблем выделяют разные виды психологического консультирования; к основным относятся:

- психолого-педагогическое (налаживание
детско-родительских отношений, помощь в выборе направлений воспитания и т.п.);

- семейное (консультирование семейных пар с супружескими проблемами;

- членов семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, алкоголики, наркоманы и др.);

- личностное (помощь в решении личностных проблем, в самопознании, в достижении целей личностного роста);

- возрастно-психологическое (контроль за психическим развитием ребенка);

- профессиональное (оказание помощи в профессиональном самоопределении);

- деловое (помощь руководителям в организации деятельности трудового коллектива и налаживании взаимоотношений между людьми).

Такое разделение можно назвать условным, в реальности психологи сочетают различные виды консультирования.

Консультации могут проводиться как в форме индивидуальных, так в форме групповых.

Позиции психолога в ходе консультирования могут быть различны. Обычно выделяют три основные позиции.

1. Консультант как советчик. Он информирует консультируемого по интересующим его вопросам, дает конкретные практические советы.

2. Консультант как помощник. Он не даёт советов, а основной целью выступает помощь в мобилизации клиентом своих внутренних ресурсов.

3. Консультант как эксперт. Здесь задача психолога – показать различные варианты разрешения проблемной ситуации, оценить совместно с клиентом их результативность и выбрать наиболее подходящий.
Самой распространённой является вторая модель, но на практике чаще всего консультант периодически занимает разные позиции.


Библиографический список
  1. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.


Все статьи автора «Седова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: