Под профессиональным развитием педагога в исследовании понимается системно -организованный, целесообразный и непрерывный процесс развития профессионально-личностных качеств, обеспечивающих готовность педагога к самореализации в профессиональной деятельности, посредством самоопределения, самообучения и самовоспитания [1].
При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе образования, возникают проблемы. Направленность на создание условий для понимания сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включение педагога в личностно значимый процесс профессионального развития становится важной направляющей осуществления процессов модернизации образования. Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации [2].
Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность — эффективное владение им системой образовательных умеий и навыков, в своей совокупности позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся. Совокупность различных профессиональных умений учителя называется педагогической техникой.
Для современного педагога важнейшими становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Более высокий уровень квалификации учителя- педагогическое творчество. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением [3].
Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве — учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.
«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.
Педагог-новатор — это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности — один из важнейших показателей личностного развития педагога [4].
Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.
Таким образом, можно выделить следующие составляющие профессионального развития педагогов:
- профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
- профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
- профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией.
Библиографический список
- Васильева О.П. Личностно-ориентированный подход как современная методологическая ориентация в педагогической деятельности/Социальная сеть работников образования nsportal.ru 2014 г.
- Галагузова М.А. и др.Социальная педагогика: курс лекций.Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
- Арифулина Р.У.и др. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная педагогика» 2013 г.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2012. – 192 с.