АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Князева Александра Владимировна
Тюменский государственный университет
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена анализу педагогических условий, необходимых при проведении уроков изобразительного искусства и способствующих развитию творческих способностей у разных по уровню развития детей.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Князева А.В. Анализ педагогических условий развития творческих способностей детей с задержкой психического развития // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91159 (дата обращения: 10.04.2024).

С целью изучения возможностей образовательной среды базового учреждения для развития творческих способностей нами были проанализированы педагогические условия, реализуемые на уроках изобразительного искусства на начальном этапе исследования.

Особенностью учеников является разный уровень готовности, способности и мотивации к обучению изобразительному искусству в условиях инклюзии.

Нами рассматривались дети пятого класса в котором находятся дети с задержкой психического развития, а это больше, чем просто «медленнее развиваться» или «немного отставать». Это означает, что такой ребенок постоянно отстает в навыках, которыми обладают другие дети его возраста.

В экспериментальном 5 «З» классе обучается 27 человек, из них 4 человека дети с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование проводилось по программе Б.М. Неменксого для пятого класса с применением дифференцированного подхода.

Рассмотрим условия.

Кабинет изобразительного искусства оснащен компьютером с возможностью трансляции презентационного материала учащимся, учебной литературой, иллюстрационным материалом. Также в помещении имеется небольшой стенд для организации выставок. Возможности работать за мольбертами нет. Школа расположена в нетиповом здании, что исключает возможность оформления долгосрочных выставок и организацию музея творческих работ.

При этом на уроках изобразительного искусства реализуется ряд общих педагогических условий:

  • развитие интереса учеников к изучению изобразительного искусства;
  • организация коммуникации на уроке в виде целенаправленного использования бесед, активизирующих внимание учащихся, самостоятельного
  • изложения информации (доклады, рефераты и др.);
  • организация рефлексии на уроке (выделение лучших работ, оценка согласно заданным критериям);
  • использование средств мультимедиа (иллюстрации, презентация, видеофрагменты);
  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспективы развития художественного творчества учащихся;
  • отбор репродукций произведений изобразительного искусства для изучения;
  • применение проектной деятельности на уроках;
  • применение разнообразных художественных материалов и техник работы с ними;
  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка конструирование, декоративная работа и др.);
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
  • введение в структуру урока игровых элементов и использование элементов соревнования;
  • интеграция знаний по разным школьным дисциплинам на уроках изобразительного искусства.

Для того чтобы определить возможности образовательной среды нами проведено анкетирование среди учащихся, их родителей и педагогов и проанализированы некоторые особенности образовательной среды школы в целом, влияющие на развитие творческих способностей учащихся (Приложение 1). Для удобства анализа вопросы были скомпонованы в несколько тематических блоков:

  • сфера интересов, учащихся (например, «На какие уроки ты ходишь с удовольствием?»);
  • развитие творческого потенциала учащихся на уроках (например, «Оцени степень разнообразия занятий, развивающих твои творческие способности по шкале от 1 до 10»);
  • роль педагогов и родителей в развитии творческих способностей детей (например, «Как Вы считаете, в какой степени родители влияют на развитие творческих способностей своих детей?»);
  • возможности образовательной среды, влияющие на развитие творческих способностей учащихся (например, «Насколько часто, по Вашему мнению, в школе проводятся конкурсы рисунков, выставки работ, фестивали талантов?»);
  • достаточность факторов образовательной среды для развития творческих способностей учащихся (например, «В достаточной ли мере в школе организовано посещение музеев, экскурсий, театров и пр.?»).

В таблице 1 представлены самые популярные ответы по этим тематическим блокам.

Таблица 1. Особенности образовательной среды школы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся (% от общего числа опрошенных)

Критерий Показатель Педагоги Учащиеся Родители
Сфера интересов учащихся Предметы гуманитарного цикла 29%

 

56%
Математика 29% 44%
Физкультура 67%
Развитие творческих способностей, учащихся на уроках Оценивают уровень интеграции знаний по одним предметам в другие как средний 20%

 

 

 

75%

 

 

 

 

78%

 

 

 

Оценивают уровень сложности учебных заданий как «высокий» 80%

 

 

50%

 

 

22%

 

 

Образовательные программы влияют на развитие творческих способностей учащихся 100% 565 47%
Роль педагогов/родителей в развитии творческих способностей детей Все педагоги – интересные творческие личности (по шкале от 1 до 10 бб.) 8 бб.

 

 

6 бб.

 

 

7 бб.
Родители в большей степени влияют на развитие творческих способностей учащихся  

80%

 

 

Доверительные отношения со всеми учителями/учениками 40% 48%
Возможности образовательной среды, влияющие на развитие творческих способностей учащихся Посещение экскурсий, музеев, театров организованно в достаточной мере 100%

 

 

38%

 

 

44%

 

 

Редко проводятся конкурсы рисунков, выставки работ, фестивали творчества 40%

 

 

48%

 

 

44%

 

 

Участие в городских, областных и пр. выставках, конкурсах, фестивалях осуществляется часто 80% 43% 25%
Достаточность факторов образовательной среды для развития творческих способностей учащихся Достаточное количество произведений изобразительного и декоративно прикладного искусства. 10% 60% 65%

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что в образовательной среде школы имеются некоторые возможности для развития творческих способностей учащихся, много условий создано непосредственно на уроках изобразительного искусства, однако результаты диагностики говорят об их недостаточности.

Совместно с образовательной средой для того чтобы выявить пути реализации развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства необходимо провести анализ программ и пособий по изобразительному искусству. К тому же для эффективной работы по данному исследованию, необходимо создание пособия с дифференцированными заданиями.

Далее проведем анализ программ и методических пособий.

В ходе разработки учебно-методического пособия был проведен анализ основных программ по изобразительному искусству и вспомогательных используемых в условиях инклюзии, в составе которых программа Неменского Б.М, Кузина В.С, Шпикаловой Т.Я, а также вспомогательная программа Грошенкова И.А., методическое пособие М. Рау (для дошкольников) и для одаренных детей. Проведенный анализ показал отличительные особенности каждой из программ.

В программе Б.М. Кузина учебно-воспитательный процесс основывается на развитии у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, композиционной точности, и понимания прекрасного. В курсе предполагаются беседы и практические работы, которые помогают учителю осуществить индивидуализацию на уроках [28].

Ведущей целью в программке Т.Я, Шпикаловой считается становление личности на базе высочайших гуманистических ценностей способами российского и крупного искусства [29].

Вспомогательная программа И.А. Грошенкова (для 8 вида) имеет важное коррекционно-развивающее значение. По мнению Грошенкова уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

В данной программе предусмотрены 4 вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Учебное пособие И.А. Грошенкова содержит теоретический и практический материал по вузовскому курсу «Изобразительная деятельность с методикой преподавания». В нем раскрывается коррекционно-развивающее значение этой дисциплины в системе учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Показано влияние занятий на преодоление у детей недостатков в развитии познавательной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сфер, изложены принципы организации и дидактические пути повышения эффективности уроков изобразительного искусства [27].

Методическое пособие М. Рау содержит учебную программу, включающую расписание на основе тематического плана и методы обучения для детей всех возрастов, начиная с детского сада. Обучение основано на трех видах деятельности (моделирование, художественный дизайн, рисование и живопись) с использованием различных художественных материалов. В книге наглядно показаны коррекционные направления воспитания, которые способствуют разнообразному психофизическому развитию детей.

Книга адресована воспитателям (педагогам) специальных дошкольных учреждений I, II и VIII видов, специальным психологам психологических центров для коррекционных занятий с детьми, студентам дефектологических факультетов.

Вспомогательная программа и программа для одаренных детей решают важную проблему – создают условия для реализации процесса обучения, как для слабых, так и для сильных классов в школах. Индивидуальных подход рекомендуется в работе учителя [26].

В программе Б.М. Неменского предпочтение отдается формированию художественной культуры учащихся как обязательной части культуры духовной, созданной почти всеми поколениями. Чтобы проследить связи с музыкой, литературой, историей, трудом на уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме. Для того чтобы сохранить навык творческого общения в программу включаются общие задачи и наблюдается индивидуализация в работе с творческими заданиями.

Именно поэтому в основу разработки учебно-методического пособия была положена программа Б.М. Неменского. Разработка и применение дифференцированных заданий позволит проводить уроки с учетом способностей и возможностей каждого учащегося – это то, чего пытается достичь Неменский Б.М. в своей программе. В результате применения такого подхода у каждого учащегося формируются художественные знания, умения и навыки создавать творческую работу с применением разных материалов с натуры, по памяти и воображению [40].

Вопросом дифференцированного и индивидуального подхода в учебных программах по изобразительному искусству занимаются многие педагоги и можно выделить основную группу, Гузик Н. П., Фирсов В. В, Селевко Г. К, Унд Инге, Лошнова О.Б.

Однако, невзирая, на множество трудов, вопрос дифференцированного обучения остается не в полной мере, решенной. Напряженность её определена отсутствием довольно конкретных позиций у ученых, в том числе и в узкой специализации (на уроках изобразительного искусства).

Учитывая основные положения программы Неменского Б.М. и проведенный анализ программ, мы разработали учебно-методическое пособие с дифференцированными заданиями по темам по дисциплине «Изобразительное искусство» в 5 классе. Учебно-методическое пособие ориентировано на учителя. Пособие поможет учителю понять, как эффективно применять пособие и результативно использовать дифференцированный подход на уроке.

Учебно-методическое пособие раскрывает авторский замысел, общие цели курса дисциплины, служит средством управления работой педагога, а через него и работой учащихся. Основные методы работы с пособием: использование общего тематического планирования в пособии для построения хода урока совместно с учебником; использование примеров творческих заданий в пособии в качестве основных заданий для учащихся в зависимости от их способностей, в том числе детей с задержкой психического развития и одаренных детей; использование критериев пособия, на основании которых складывается общая оценка работы учащихся в зависимости от индивидуальных особенностей; использование критериев оценки рисунков.

Перед разработкой пособия, нами была проведена диагностика творческих способностей учащихся, в результате чего была проведена систематизация учащихся в зависимости от индивидуальных особенностей на следующие условные группы:

  • в первую группу (слабую) включают учащихся, которые имеют слабую подготовку к изобразительному искусству. В работах таких учеников прослеживаются грубые ошибки. Также к данной группе относятся дети, обладающие слабым художественным вкусом и творческим воображением;
  • во вторую группу (среднюю) включают учащихся, работы у которых невыразительны, но не имеют грубых ошибок. Поставленные задачи учителем, выполняются не всегда. Также к данной группе относятся дети, обладающие слабым художественным вкусом и творческим воображением;
  • третью группу (сильную) входят дети, владеющие творческими способностями, а также определенными умениями и навыками в изобразительном искусстве. Работы детей, входящих в эту группу отличаются живописностью и интересны композиционно. Поставленные задачи учителем выполняются. Учащиеся проявляют богатую фантазию и любят рисовать на свободные темы.

Каждое творческое задание в нашем пособии содержит примерные задания для выполнения. Примерные творческие задания служат критериями оценки творческой работы, что создает определенный уровень выполнения задания учащимися. Примеры творческих заданий имеются и в пособиях других авторов, но ни в одном другом пособии нет разделения заданий на группы в зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Нужно ли это разделение? Для ответа на этот вопрос, мы провели анализ других пособий (Неменский Б.М., Ермолинская Е.А.) и рабочих тетрадей (Неменская Л.А.) по изобразительному искусству. В ходе чего выяснилось, что основное направление этих пособий – разноплановые художественно-творческие задания, которые выявляют особенности разных видов натюрмортов, портретов, пейзажей в разных техниках. При этом у пособий нет какой-либо индивидуализации или дифференциации.

Авторы подобных методических пособий дают подробные рекомендации по содержанию урока, а также деятельности, учащихся в области практической творческой работы, форм проведения урока. В конце пособий имеются приложения, которые включают небольшой анализ формирования ключевых жанров и словарь терминов изобразительного искусства.

Таким образом, в пособиях нет разделения класса на группы в зависимости от уровня способностей. То же самое и в рабочих тетрадях. Красочные обложки, эмоциональная и структурированная подача материала, но без доли индивидуализации или дифференциации в заданиях. И если есть творческие задания, то нет дифференцированных заданий.

Задания для слабой группы разработаны ниже Федерального государственного образовательного стандарта, для средней группы ‒ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, для сильной группы ‒ выше Федерального государственного образовательного стандарта.


Библиографический список
  1. Батюта М. Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет : на материале живописи : автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.07 / Нижегор. гос. пед. ун-т. ‒ Нижний Новгород, 2007. ‒ 25 с.
  2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества: [опыт оправдания человека] / Н. А. Бердяев. ‒ Москва : Изд-во «Академический проект», 2015. – 522 с.
  3. Большая советская энциклопедия [Текст] / гл. ред. О. Ю. Шмидт. ‒ Москва : Советская энциклопеди. URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 1.08.19)
  4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. / Д. Б. Богоявленская – М.: Академия, 2002. – 320 с.
  5. Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. // Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 / Н. Ю. Борякова ‒ 2003. – 73 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Князева Александра Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация