Возникновение конфликтных отношений и конфликтов, психологический анализ их содержания, причин возникновения, типа и перспектив урегулирования является одним из важнейших вопросов психологии конфликта [1].
Анализировать конфликт целесообразно с возникновения конфликтных отношений и ситуаций, а также с определения структуры потребностей, которые специфичны для социальной группы и каждой личности [2].
В отечественной социологии широко применяется классификация потребностей А. Маслоу по пяти основным типам:
- физические потребности (материальное благополучие, пища, секс и т.п.)
- потребности в безопасности;
- социальные потребности (во взаимодействии, в социальных контактах, общении);
- потребности в достижении определенного уровня компетенции, знаний, престижа, уважения;
- высшие потребности — в самоутверждении, самовыражении.
Каждое стремление, желание индивида можно отнести к какому-либо из вышеперечисленных типов потребностей. Сознательно или бессознательно индивид, основываясь на своих потребностях, мечтает добиться определенной цели, и в случае невозможности реализации или достижения потребности возникает конфликтная ситуация. Цели личности, соответствие либо несоответствие, их совпадение либо несовпадение, а также их значимость для участников конфликта являются психологически значимым элементом, который стимулирует возникновение конфликтных отношений.
Содержание целей личности, их сопоставимость и адекватность, а также наличие возможностей и средств реализации занимает существенное место в возникновении конфликтных отношений и ситуаций [3].
Любое обстоятельство, создающее преграду в начавшемся или намечаемом действии индивида, требует переоценки ситуации, поиска обходных путей, постановки новых целей и принятия нового плана действий.
Конфликтные отношения зарождаются если по ряду причин индивид или группа не в силах преодолеть затруднение или когда возникшая ситуация блокирования, которая стоит на пути удовлетворения потребностей, слишком велика.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоположные цели и средства их достижения в определенных обстоятельствах, либо несовпадение желаний и интересов конфликтующих сторон, либо, наконец, противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
Однако анализ конфликтной ситуации всегда начинается с определения проблемы конфликта. В общем смысле проблема, лежащая в основе конфликта, – согласование интересов и потребностей [4].
Путь урегулирования конфликтного отношения проходит через осознание и определение проблемы к её разрешению. Существенными в проблеме конфликтов являются такие аспекты:
- актуальность и значимость;
- частичная иди полная возможность разрешения;
- понимание и взаимопонимание в видении проблемы конфликтующими;
- взаимоотношения в плане учета интересов друг друга в разрешении проблемы;
- согласованность и подтверждение договоренностей при разрешении проблемы.
Библиографический список
- Бодрая Ю.В., Моцовкина Е.В. Преодоление конфликтных ситуаций участников образовательного процесса // Скиф. 2019. № 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-konfliktnyh-situatsiy-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 07.01.2020).
- Романовский Г.Б., Толубаева Л.Т., Комиссарова Е.В. Причины возникновения конфликтных ситуаций в российских регионах // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-konfliktnyh-situatsiy-v-rossiyskih-regionah (дата обращения: 07.01.2020).
- Тонгоёсов С.А. Роль конфликтов в современной организации и причины их возникновения // Проблемы науки. 2018. № 7 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-konfliktov-v-sovremennoy-organizatsii-i-prichiny-ih-vozniknoveniya (дата обращения: 07.01.2020).
- Ушамирский А.Э. Проблема регулирования социальных конфликтов в регионе: диспозиция истеблишмента // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-regulirovaniya-sotsialnyh-konfliktovv-regione-dispozitsiya-isteblishmenta (дата обращения: 07.01.2020).