В отечественной педагогике динамическое объединение людей считают коллективом. Формирование и развитие коллектива происходит под влиянием борьбы противоречий, столкновений интересов коллектива и отдельных его участников, потребностей личности и возможностей их реализации в условиях коллектива [1].
Человек может состоять одновременно в нескольких коллективах или менять их в процессе жизнедеятельности [2].
Любой коллектив, независимо от его формы и содержания может развиваться только в процессе совместной деятельности членов коллектива [3].
Существуют определенные правила, при которых коллектив будет эффективно взаимодействовать и развиваться:
- наличие общей цели у всех участников;
- при условии наличия и усвоения четких требований, правил и норм к участникам;
- активное участие в коллективной деятельности каждого участника;
- позитивная оценка деятельности каждого участника и ориентация на успех;
- согласованность по месту, времени, объему действий и т.д.
В отечественной педагогике развитие получила концепция, согласно которой коллектив в своем развитии проходит три стадии (табл. 1).
Таблица 1 – Стадии развития коллектива
Стадия |
Движущая сила развития |
Характеристика внутренних отношений |
1 |
Воспитатель
|
Воспитатель предъявляет требования к воспитанникам. Он организует деятельность по реализации этих требований, основываясь на постановке перспектив, целей. Актив только выявляется, уровень самостоятельности участников актива низкий. Преобладают личные отношения, они подвижны, нередки конфликты. |
2 |
Актив |
Актив предъявляет требования к коллективу, то есть группа из участников коллектива организует деятельность воспитанников. Актив становится авторитетным. Роль воспитателя на этой стадии становится скрытой. Актив поддерживает требования воспитателя, вырабатывает свои. Устанавливаются отношения взаимной ответственности и более устойчивые межличностные отношения. Развиваются деловые отношения. |
3 |
Коллектив |
Повышение активности всех членов коллектива. Воспитатель передает вместе со своими полномочиями обязанности, следовательно, складывается система самоуправления. Регулятор коллективной жизни — общественное мнение. Формируются гуманистические отношения между участниками коллектива и отдельными группами. Положение каждой личности благоприятное. После прохождения данной стадии участники коллектива готовы к самовоспитанию |
Прохождение этих стадий развивающимся коллективом происходит плавно, один этап наслаивается на другой [2].
Развитие коллектива проходит 4 этапа:
- возникновение;
- формирование;
- стабилизация;
- совершенствование или распад.
Выделяются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие коллектива:
- правильное предъявление требований помогает установить дисциплину в коллективе и организовать совместную деятельность;
- формирование здорового общественного мнения путем налаживанием практической деятельности и проведением бесед, собраний, организованных сборов;
- организация перспективных устремлений, то есть организация самоуправления;
- накопление и укрепление традиций коллективной жизни как внутри коллектива, так и между отдельными коллективами [1].
Библиографический список
- Кущенкова Л.С. Формирование нового коллектива группы // Педагогическая наука и практика. 2016. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novogo-kollektiva-gruppy (дата обращения: 03.01.2020).
- Неустроева А.П. Формирование личности в коллективе на примере ВУЗа // Научный журнал. 2017. № 5 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnosti-v-kollektive-na-primere-vuza (дата обращения: 03.01.2020).
- Селюкова Е.А., Козак Е. Формирование коллектива учащихся в школьной среде // Символ науки. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kollektiva-uchaschihsya-v-shkolnoy-srede (дата обращения: 03.01.2020).