МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Статья посвящена изучению эффективных методов формирования и развития коллектива. В ней изложены пути сплочения коллектива.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Методика формирования и развития коллектива // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91067 (дата обращения: 11.04.2024).

В отечественной педагогике динамическое объединение людей считают коллективом. Формирование и развитие коллектива происходит под влиянием борьбы противоречий, столкновений интересов коллектива и отдельных его участников, потребностей личности и возможностей их реализации в условиях коллектива [1].

Человек может состоять одновременно в нескольких коллективах или менять их в процессе жизнедеятельности [2].

Любой коллектив, независимо от его формы и содержания может развиваться только в процессе совместной деятельности членов коллектива [3].

Существуют определенные правила, при которых коллектив будет эффективно взаимодействовать и развиваться:

  • наличие общей цели у всех участников;
  • при условии наличия и усвоения четких требований, правил и норм к участникам;
  • активное участие в коллективной деятельности каждого участника;
  • позитивная оценка деятельности каждого участника и ориентация на успех;
  • согласованность по месту, времени, объему действий и т.д.

В отечественной педагогике развитие получила концепция, согласно которой коллектив в своем развитии проходит три стадии (табл. 1).

Таблица 1 – Стадии развития коллектива

Стадия

Движущая сила развития

Характеристика внутренних отношений

1

Воспитатель

Воспитатель предъявляет требования к воспитанникам. Он организует деятельность по реализации этих требований, основываясь на постановке перспектив, целей. Актив только выявляется, уровень самостоятельности участников актива низкий. Преобладают личные отношения, они подвижны, нередки конфликты.

2

Актив

Актив предъявляет требования к коллективу, то есть группа из участников коллектива организует деятельность воспитанников. Актив становится авторитетным. Роль воспитателя на этой стадии становится скрытой. Актив поддерживает требования воспитателя, вырабатывает свои. Устанавливаются отношения взаимной ответственности и более устойчивые межличностные отношения. Развиваются деловые отношения.

3

Коллектив

Повышение активности всех членов коллектива. Воспитатель передает вместе со своими полномочиями обязанности, следовательно, складывается система самоуправления. Регулятор коллективной жизни — общественное мнение. Формируются гуманистические отношения между участниками коллектива и отдельными группами. Положение каждой личности благоприятное. После прохождения данной стадии участники коллектива готовы к самовоспитанию

Прохождение этих стадий развивающимся коллективом происходит плавно, один этап наслаивается на другой [2].

Развитие коллектива проходит 4 этапа:

  1. возникновение;
  2. формирование;
  3. стабилизация;
  4. совершенствование или распад.

Выделяются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие коллектива:

  • правильное предъявление требований помогает установить дисциплину в коллективе и организовать совместную деятельность;
  • формирование здорового общественного мнения путем налаживанием практической деятельности и проведением бесед, собраний, организованных сборов;
  • организация перспективных устремлений, то есть организация самоуправления;
  • накопление и укрепление традиций коллективной жизни как внутри коллектива, так и между отдельными коллективами [1].

Библиографический список
  1. Кущенкова Л.С. Формирование нового коллектива группы // Педагогическая наука и практика. 2016. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novogo-kollektiva-gruppy (дата обращения: 03.01.2020).
  2. Неустроева А.П. Формирование личности в коллективе на примере ВУЗа // Научный журнал. 2017. № 5 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnosti-v-kollektive-na-primere-vuza (дата обращения: 03.01.2020).
  3. Селюкова Е.А., Козак Е. Формирование коллектива учащихся в школьной среде // Символ науки. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kollektiva-uchaschihsya-v-shkolnoy-srede (дата обращения: 03.01.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация