Изучения проблемы тревожности в подростковом возрасте начали производиться сравнительно недавно – в конце двадцатого века. Школьная тревожность считается предметом внимания психологов хотя бы вследствие того, что она ведет за собой показатели низкой адаптации ребенка, вносит отрицательные коррективы во все формы деятельности: на учебу, коммуникацию с одноклассниками, как в школе, так и в свободное время, на физическое и психическое здоровье и на самооценку. Кроме того, школьная тревожность имеет непосредственное воздействие на развитие и становление самосознания школьника. Проблема подростковой тревожности является очень важной, и затрагивает многих школьников, поэтому в научной литературе было проведено множество эмпирических и теоретических исследований, и феномен тревожности у старшеклассников описан в работах таких авторов, как А.М. Прихожан, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, А. Фрейд, А.И. Захаров и др. Впрочем, при этом проблема снижения высокого уровня тревожности у подростков и снижение ее негативного влияния остается актуальной и в настоящее время.
Когда ребенок приходит в первый класс, он начинает приспосабливаться к новой окружающей среде, а также новой деятельности. Это оказывает влияние на переоценку его индивидуальности.
Н.Э Солынин отмечает, что тревожность у ребенка может вызвать авторитарный стиль воспитания родителей. В подростковом возрасте для старшеклассников становится значимым мнение своих ровесников. В старшем школьном возрасте у подростков может возникать повышенная тревожность при общении с ровесниками, одноклассниками и референтной группой [8].
Результаты исследований Е.Е. Малюкова показывают, что у старшеклассников с высоким уровнем школьной тревожности, в отличие от старшеклассников с низким уровнем школьной тревожности наблюдается постоянное состояние беспокойства по поводу возможных учебных неудач, а также фиксирование на совершенных ошибках [5]. Тревожные старшеклассники преувеличивают неудачи и накапливают негативные эмоции, которые вызывают негативное отношение к учебному процессу. 78% тревожных старшеклассников не уверенны в своих познаниях и способностях. Было выявлено, что одним из самых главных факторов возникновения ощущения тревоги являются контрольные работы, сочинения, итоговые тестирования, экзамены.
Л.М. Лучшева в своем исследовании тревожности школьников выявила то, что от самооценки школьника, от его авторитета в классе зависит его эмоциональное настроение, показатели его учебной деятельности, а также уровень тревожности [4]. В возрасте 14-16 лет для старшеклассников имеет большое значение то, как его воспринимают одноклассники, имеет ли он среди них авторитет. У старшеклассников с высоким уровнем тревожности были выявлены сомнения в собственной успешности, повышенные чувства стыда и вины, низкий социальный статус в классе.
В результате проведения Л.А. Рассудова [7] исследования было обнаружено, что у старшеклассников с высоким уровнем тревожности, по сравнению со старшеклассниками с низким уровнем тревожности, более часто встречаются проблемы в нарушении внимания, неоднократные, повторяющиеся головные боли, понижение работоспособности, частые упадки сил, физическая усталость, сердцебиение, выделение пота и тремор при попадание в тревожные ситуации, нарушение режима сна. Все эти факторы могут привести к снижению успешности учебной деятельности. Высокий уровень тревожности может стать фактором появления раздражительности и функциональных нарушений невротического характера.
В своих исследованиях Бороздина Л.В., Залученова Е.А. выявили, что важным фактором формирования школьной тревожности является отсутствие навыка выполнять заданные задания, отсутствие времени на выполнение заданий, вследствие которых возникает неуверенность в своих силах [2].
Российский автор Т.С. Павлова на основе проведенных ей исследований выявила связь между уровнем личностной тревожности и уровнем внутренней конфликтности и самоценности [6]. В целом, полученные результаты согласуются с результатами более ранних исследований Л.В, Бороздиной. Чем выше тревожность, тем меньше школьник верит в собственную уникальность. Он не уверен в себе и близко воспринимает негативные оценки и события, происходящие с ним. Тревожный старшеклассник часто рефлексирует, переходя в самокопание, что ведет к нахождению в себе негативных качеств и черт.
Е.А. Борисова, резюмируя свое исследование отмечает, что в процессе становления Я-концепции в старшем школьном возрасте присутствует тенденция ориентации девушек на притязание по культурным нормам внешности и привлекательности, а также на выстраивание крепких межличностных взаимоотношений с окружающими людьми, когда как у мальчиков присутствует тенденция ориентации на умственные способности, наличие навыков выполнять физическую работу, а также наличие умелых рук, и наличие авторитета среди сверстников [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема тревожности и особенностей образа старшеклассников в настоящее время продолжает оставаться недостаточно изученной и одновременно с этим имеет высокую степень актуальности.
Библиографический список
- Борисова Е. А. Структура и содержание перспективного Я-образа старшеклассников // Российский научный журнал, 2013. – Вып. 4. – С. 150-156.
- Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии 1993. № 1. – С.104-113.
- Захарова A.B., Андрущенко Т.Ю. Исследования самооценки младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии. 1980. – №4. – С. 90-99.
- Лучшева Л.М. Самооценка у старшеклассников // Вестник Курганского государственного университета, 2015. – №3. – с.45-47
- Малюкова Е.Е. Взаимосвязь тревожности и коммуникативных способностей детей подросткового возраста: 19.00.07.- Екатеринбург, 2017. – 204 с.
- Павлова Т.С. Психологические факторы социальной тревожности в детском и подростковом возрасте: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.13. – Москва, 2014. – 171 с.
- Рассудова Л.А. Особенности взаимосвязи самооценки и личностных особенностей подростка: 19.00.01. – Уфа, 2010. – 235 с.
- Сидоров К. Р. Исследование причин тревожности учащихся / К. Р. Сидоров, И. Г. Крохина // Новое образование. – 2013. – № 1. – С. 3-5.
- Солынин, Н. Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник, 2016 – № 6. – с. 281-284.