Развитие речи младших школьников является одной из важнейших задач обучения в школе, поскольку речь – это средство коммуникации, которое представляет собой основу умственной деятельности человека.
Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной, которые находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости [1, с. 12].
Однако именно письменной речи в области развития младшего школьника уделяется особое внимание, так как именно она требует от учащихся большего контроля, чем устная, предъявляет к ним определенные требования.
Письменная речь – это обычно речь подготовленная. Она более строгая, чем устная, подчиняется нормам и правилам языка. Письменная речь сложна и полна по содержанию, в ней четче отбор слов, крупнее и сложнее предложения [2, с. 37].
Развитию письменной речи младших школьников может способствовать изучение предложения [3, с. 4]. Однако складывается ощущение, что предложение изучается ради понимания того, что такое предложение, каким оно бывает, что такое главные члены предложения, чем они выражены, но не на моделирование и построение самих синтаксических конструкций и целых текстов. В результате чего учащиеся знают определение предложения, но не могут легко продуцировать предложение в своей письменной речи.
Для того чтобы выяснить, в каком объеме, с какой целью представлен материал по русскому языку в начальной школе, нами был предпринят анализ учебно-методических пособий по русскому языку для учащихся 1-4 классов. В рамках традиционной системы для сравнения мы взяли два пособия: УМК «Перспектива» и УМК «Школа России».
Таким образом, в настоящее время в начальной школе используется большое количество программ и учебников по русскому языку, и каждая из них имеет свои особенности. Линия развитие речи является приоритетной как для первого пособия, так и для второго. В них предусмотрена работа над предложением, его структурой, разработана система упражнений, направленная на развитие тех или иных коммуникативно-речевых навыков. Однако в имеющихся учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена недостаточно широко, а именно дан материал, необходимый для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации, в то время как именно предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.
Далее, с целью проверки уровня развития письменной речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе нами была осуществлена практическая работа, которая состояла в написании учащимися 4 класса сочинения на свободные темы.
Работа по проверке уровня развития письменной речи младших школьников проводилась по определенным критериям, которые представлены в Таблице 1.
Каждый критерий оценивался по системе 2,1,0 баллов.
Таблица 1 – Критерии проверки оценивания письменного текста
№ | Критерии оценивания | Баллы |
К1 | Наличие текста | |
Текст присутствует | 2 | |
Текст отсутствует, но имеются разрозненные слова | 1 | |
Текст отсутствует | 0 | |
К2 | Объем текста | |
Текст объемом 70-60 слов | 2 | |
Текст объемом 60-10 слов | 1 | |
Текст объемом 9-0 слов | 0 | |
К3 | Наличие простых распространенных предложений | |
Количество простых распространенных предложений больше 50 % | 2 | |
Количество простых распространенных предложений меньше 50 % | 1 | |
Отсутствие простых распространенных предложений, наличие разрозненных слов | 0 | |
К4 | Наличие предложений с однородными членами | |
В тексте присутствует достаточно большое количество предложений с однородными членами | 2 | |
В тексте встречаются предложения с однородными членами, но в малом количестве | 1 | |
В тексте отсутствуют предложения с однородными членами | 0 | |
К5 | Соблюдение пунктуационных норм в простом предложении | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 2 | |
Допущено 1-3 ошибки | 1 | |
Допущено более 3-х ошибок | 0 | |
К6 | Наличие предложений с обращениями | |
В тексте присутствует достаточно большое количество предложений с обращением | 2 | |
В тексте присутствуют предложения с обращениями, но в малом количестве | 1 | |
В тексте отсутствуют предложения с обращениями | 0 | |
К7 | Соблюдение пунктуационных норм в предложении с обращениями | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 2 | |
Допущено 1-3 ошибки | 1 | |
Допущено более 3-х ошибок | 0 | |
К8 | Наличие сложных предложений | |
В тексте присутствует достаточно большое количество сложных предложений | 2 | |
В тексте встречаются сложные предложения, но в малом количестве | 1 | |
В тексте отсутствуют сложные предложения | 0 | |
К9 | Соблюдение пунктуационных норм в сложных предложениях | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 2 | |
Допущено 1-3 ошибки | 1 | |
Допущено более 3-х ошибок | 0 | |
К10 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущено 1-3 ошибки | 1 | |
Допущено более 3-х ошибок | 0 | |
К11 | Понимание границ предложения | |
В тексте правильно обозначены границы всех предложения | 2 | |
Допущены ошибки в определении границ предложения | 1 | |
Границы предложения обозначены неверно | 0 | |
К12 | Порядок слов в предложении | |
Порядок слов в предложениях не нарушен | 2 | |
Нарушен порядок слов в некоторых предложениях | 1 | |
Почти во всех предложениях нарушен порядок слов | 0 |
На основе приведенных выше показателей мы разработали трёхбалльную систему оценивания:
2 балла:
- Текст присутствует.
- Текст объемом 70-60 слов.
- Количество простых распространенных предложений в тексте больше 50 %.
- В тексте присутствует достаточно большое количество однородных предложений.
- Не допущены пунктуационные ошибки в предложении с однородными членами.
- В тексте присутствует достаточно большое количество предложений с обращениями.
- Не допущены пунктуационные ошибки в предложениях с обращением.
- В тексте присутствует достаточно большое количество сложных предложений.
- Не допущены пунктуационные ошибки в сложных предложениях.
- Не допущены грамматические ошибки в тексте.
- В тексте правильно обозначены границы всех предложений.
- Порядок слов в предложениях не нарушен.
1 балл:
- Текст отсутствует, но имеются разрозненные слова.
- Текст объемом 60-10 слов.
- Количество простых распространенных предложений в тексте меньше 50 %.
- В тексте встречаются предложения с однородными членами, но в малом количестве.
- В предложениях с однородными членами допущено 1-3 пунктуационных ошибки.
- В тексте присутствуют предложения с обращениями, но в малом количестве.
- В предложениях с обращениями допущено 1-3 пунктуационных ошибки.
- В тексте встречаются сложные предложения, но в малом количестве.
- В сложных предложениях допущено 1-3 пунктуационных ошибки.
- В тексте допущено 1-3грамматические ошибки.
- Допущены ошибки в определении границ предложения.
- Нарушен порядок слов в некоторых предложениях.
0 баллов:
- Текст отсутствует.
- Отсутствуют простые распространенные предложения, имеются разрозненные слова.
- В тексте отсутствуют предложения с однородными членами.
- В предложениях с однородными членами допущено более 3-х пунктуационных ошибок.
- В тексте отсутствуют предложения с обращениями.
- В предложении с обращениями допущено более 3-х пунктуационных ошибок.
- В тексте отсутствуют сложные предложения.
- В сложных предложениях допущено более 3-х пунктуационных ошибок.
- В тексте допущено более 3-х грамматических ошибок.
- Границы предложений в тексте обозначены неверно.
- Почти во всех предложениях нарушен порядок слов.
На момент проведения письменной работы в классе присутствовали 30 человек. Полученные результаты проведенного сочинения мы представили в виде таблицы (см. Таблица 2).
Таблица 2 – Результаты проведенного сочинения
Фамилия, имя | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | Общий балл | ||||||
Анна А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 18 | ||||||
Артем А. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 | ||||||
Иван Б. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 14 | ||||||
Виктория В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 16 | ||||||
Тимур Г. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | ||||||
Андрей Г. | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 12 | ||||||
Василина Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 18 | ||||||
Виктория Е. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 17 | ||||||
Кирилл И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 17 | ||||||
Кирилл К. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 16 | ||||||
Виктория К. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | ||||||
Николина Л. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 16 | ||||||
Александр М. | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 11 | ||||||
Екатерина М. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 | ||||||
Кристина Н. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 14 | ||||||
Сергей О. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 15 | ||||||
Анастасия П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 17 | ||||||
Николай Р. | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 11 | ||||||
Вячеслав С. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 13 | ||||||
Виктория С. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 14 | ||||||
Максим С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 12 | ||||||
Ангелина С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 | ||||||
Яна Т. | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 12 | ||||||
Дмитрий Т. | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 | ||||||
Мария Ф. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 18 | ||||||
Алена Х. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 15 | ||||||
Александр Ч. | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 10 | ||||||
Гоша Ч | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | ||||||
Никита Ш. | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 9 | ||||||
Леонид Щ | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 14 | ||||||
Всего баллов по критерию | 58 | 39 | 50 | 24 | 19 | 2 | 0 | 42 | 17 | 29 | 40 | 48 | |||||||
Средний балл критерия | 1,9 | 1,3 | 1,6 | 0,8 | 0,6 | 0,06 | 0 | 1,4 | 0,5 | 0,9 | 1,3 | 1,6 |
По результатам проверки все сочинения учащихся были разделены на три уровня: высокий, средний, низкий.
К высокому уровню были отнесены письменные тексты, оцененные в 24-20 баллов. Это тексты, содержащие большое разнообразие простых и сложных распространенных предложений, написанные с соблюдением грамматических и пунктуационных норм.
К среднему уровню относятся письменные тексты, оцененные в 19-9 баллов. В таких текстах допущено некоторое количество пунктуационных и грамматических ошибок, тексты построены на основе простых распространенных предложений, в некоторых из которых, кроме того нарушен порядок слов.
К низкому уровню относятся письменные тексты, набравшие 8-0 баллов. Это тексты, содержащие, в основном, простые нераспространённые предложения, с однообразными грамматическими структурами, в которых нарушены пунктуационные нормы.
Результаты проверки письменных работ представлены в Таблице 3.
Таблица 3 – Уровни развития письменной речи
Уровни развития письменной речи | Количество учащихся | Процентное соотношение |
Высокий уровень (24-20 баллов) | 0 | 0 |
Средний уровень (19-9 баллов) | 25 | 83,3 % |
Низкий уровень (8-0 баллов) | 5 | 16,6% |
Таким образом, среди учащихся 4 «Д» класса нет тех, кто показал высокий уровень развития письменной речи. У 25 человек обнаружен средний уровень развития письменной речи и только 5 человек владеют письменной речью на низком уровне.
Далее мы подробнее изучили письменные работы младших школьников четвертого класса с точки зрения выделенных нами критериев.
Наличие текста
Проанализировав сочинения, можно сделать вывод, что у 28 учащихся 4 «Д» класса имеется текст. Только у двух человек мы увидели набор слов, которые не всегда связаны между собой по смыслу.
Объем текста
Средний балл критерия – 1,3. Объем письменного текста, создаваемого четвероклассниками в среднем по классу – 60 слов. Из них 12 человек, написавших более 70 слов. Минимальный объем текста – 25 слов.
Наличие простых распространенных предложений
В сочинениях 4 «Д» класса имеются простые распространенные предложения. У большинства учащихся количество простых распространенных предложений в тексте больше 50 %.
Наличие предложений с однородными членами
В тексте встречаются предложения с однородными членами. Некоторые учащиеся активно используют однородные члены в письменной речи.
Соблюдение пунктуационных норм в простом предложении
При составлении простых распространенных предложений учащиеся допускают достаточно большое количество пунктуационных ошибок. Лишь у Анны А. не было допущено ошибок.
Наличие обращения в предложении
В своих сочинениях учащиеся не использовали обращения. Лишь у Андрея Г. И Сергея О. наблюдается использование в тексте обращений.
Соблюдение пунктуационных норм в предложении с обращением
Средний балл критерия – 0. Те учащиеся, которые использовали обращения в своих сочинениях, допустили пунктуационные ошибки в предложениях.
Наличие сложных предложений
В тексте встречаются сложные предложения, но в малом количестве.
Чаще всего в письменной речи учащиеся используют простые предложения.
Соблюдение пунктуационных норм в сложном предложении
Учащиеся допускают пунктуационные ошибки в сложных предложениях. В основном, младшие школьники не выделяют знаками препинания придаточную часть в предложении.
Соблюдение грамматических норм
Средний балл критерия – 0,9. Учащиеся допускают грамматические ошибки в своих текстах. Допуская синтаксические ошибки, младшие школьники нарушают структуру словосочетания или предложения.
Понимание границ предложения
У 5 учащихся допущены ошибки в определении границ предложений. Младшим школьникам тяжело определить начало и конец предложения. Некоторые неправильно отделяют одно предложение от другого точкой.
Порядок слов в предложении
У большинства учащихся порядок слов в предложении не нарушен.
На основании анализа учебно-методических пособий по русскому языку для начальной школы и сочинений учащихся 4 класса можно сделать следующие выводы:
1. Изучение предложения в начальной школе изучается ради систематики, а речь развивают на отдельных уроках русского языка, в то время как уроки по изучению предложения обладают большим методическим потенциалом, в том числе и для развития письменной речи.
2. Развитие письменной речи младших школьников находится на среднем уровне: 83% учащихся показали умения продуцировать текст, строить простые распространенные предложения, но объем такого текста ниже 60 слов, не все предложения осложнены однородными членами, наблюдаются пунктуационные и грамматические ошибки. Также 16% учащихся показали низкий уровень развития письменной речи. Они не умеют продуцировать собственные тексты, в предложениях нарушен порядок слов, неправильно указаны границы предложений. Высокого уровня развития письменной речи не показал никто.
Библиографический список
- Захарова М.В. Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.В. Захарова. – М.: Флинта, 2016. – 112 c.
- Бельчиков Ю.А. Русский литературный язык во второй половине XIX века / Ю.А. Бельчиков. – М.: КД Либроком, 2013. – 224 c.
- Рогачева Е.Н. Русский язык: синтаксис и пунктуация: второй уровень владения языком: Учебное пособие, стер / Е.Н. Рогачева, О.А. Фролова, Е.А. Лазуткина. – М.: Флинта, 2016. – 136 c.