Многие полагают, что русский авангард начал развиваться только после революции 1917 года, так как мысли политиков и художников-новаторов того времени были схожи. Однако, свое развитие русский авангард получил гораздо раньше – в 1909-1910 годах [3].
Авангард обычно включает в себя различные течения искусства, разнообразные имена и цели. Но всё это объединяет одно – революционное восприятие действительности [3].
Одним из известнейшим направлением русского авангарда стал абстракционизм, основоположником которого является русский художник Василий Кандинский (1866-1944). Василий Васильевич работал в разных стилях: эксперссионизм, фовизм и т.д. В конечном итоге, он пришел к выводу, что искусство не должно давать зрителю готовых ответов. Мы все видим по-разному, по-разному слышим, по-разному чувствуем. Что же в этом подходе нового? Таким же вопросом задавались символисты, фовисты, сюрреалисты и многие другие. Однако, приверженцы абстракционизма во главе с В.В.Кандинским пошли дальше - они отказались от сколько-нибудь реалистического изображения. У абстракционизмов выражалось всё через сочетания геометрических фигур, хаотичных пятен. Их полотна полностью оторваны от реальности – а значит, зрителю предоставлена полная свобода ассоциация и догадок [2].
Также, одним из направления авангарда является так называемый «лучизм». Его теоретики – М.Ф. Ларионов (1881-1964), Н.С. Гончарова (1881-1962). Они поставили на первое место не цвет, а свет. Согласно их мнению, человеческий глаз в первую очередь воспринимает некие «лучи», отраженные от предмета и попавшие в поле нашего зрения. На полотнах лучистов цветные линии, которые напоминали одновременно лучи солнца и грани неких волшебных кристаллов, пересекающиеся с друг другом, создавали волшебное, многомерное пространство [2].
Особая система абстрактной живописи возникла благодаря К.С. Малевичу (1878-1935). Она получила название суперматизма. Малевич стремился разложить живописную систему на определенные универсальные базовые формы: квадраты, треугольники, прямые линии, прямоугольники и т.д. На некоторых суперматических картинах мы можем разглядеть человеческие фигуры или предметы интерьера (часто они напоминают детские пирамиды, сложенные из разноцветных геометрических фигур), большинство же полотен в данном стиле совершенно абстрактны [1].
Символом суперматизма стал знаменитый «Черный квадрат» Малевича, который Казимир Северинович называл «суперматической клеткой», основой для последующего творчества. Возможно, это было просто шуткой. Тем не менее, о «Черном квадрате» слышали почти все [1].
Рисунок 1 – «Черный квадрат» К.С.Малевич
В архитектуре русский авангард был представлен конструктивизмом. Термин появился благодаря художнику, скульптуру и фотографу А.М. Родченко (1891-1956) и живописцу, графику Владимиру Татлину (1885-1953) [1].
В конструктивизме на первом месте были: функциональность зданий, свобода планирования, использование элементов конструкции в качестве строгого декора, строгая геометричность форм. Советский художник и искусствовед А.М. Ган писал, что конструктивисты видят своей задачей «коммунистическое выражение материальных ценностей…[1]
Библиографический список
- Русские художники XII-XX веков: Энциклопедия. – М.: Азбука, 1999.
- Современное искусство: для тех, кто хочет всё успеть. – Москва: Издательство “Э”, 2017. – 128 с. – (Энциклопедия для быстрых знаний,).
- Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. – СПб.: Лита, 1998.
Количество просмотров публикации: Please wait