СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Статья посвящена одному из основных направлений деятельности государства на современном этапе, а именно, развитию социального партнерства для разрешения социально-трудовых отношений как элемента социального, демократического государства. В статье дается объяснение сущности понятия и специфичности социального партнерства в современном образовании. Анализируется роль и особенности деятельности участников социального партнерства, рассматриваются направления развития партнерской деятельности в сфере образования.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Кокарева М.Е., Федосеева Л.А. Социальное партнерство в сфере образования // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90013 (дата обращения: 18.04.2024).

Развитие системы социального партнерства в сфере образования является одним из важнейших направлений деятельности государства [1].

За последние годы существенно возрос потенциал  социального партнерства в сфере образования как фактор, стабильно влияющий на повышение уровня профессиональных интересов и защиты социально-трудовых прав на локальном, территориальном, региональном и федеральном уровнях. Специфичность социального партнерства в сфере образования объясняется тем, что спрос на образовательные услуги и потребность в знаниях определяются изменениями структуры и уровня занятости населения [2].

Социальное партнерство—совместно распределенная деятельность представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности [3].

Социальное партнерство в сфере образования делится на следующие категории:

  • партнерство внутри образовательной системы между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники образовательной системы, контактируя с представителями других сфер жизни общества;
  • партнерство, которое инициирует образовательная система, делающая вклад в становление гражданского общества.

Участниками социального партнерства в сфере образования вступают большие и малые группы, то есть относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, которые складываются в рамках исторически определенного общества [4]. Например, партнерами могут быть государство, местное самоуправление, учебные заведения, коммерческий сектор, некоммерческие организации.

Государство – это партнер особого рода, который:

  • выступает катализатором перемен в социально-экономической жизни;
  • организационно и финансово поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство;
  • создает нормативные и законодательные условия для реализации инноваций, развития благотворительной деятельности, некоммерческого сектора, местного самоуправления;
  • разрабатывает программы развития образования и социальной сферы и привлекает для их реализации местное самоуправление, некоммерческие организации и коммерческий сектор.

В свою очередь местное самоуправление:

  • представляет интересы муниципального образования;
  • обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов;
  • контактирует с представителями бизнеса и общественными объединениями, заинтересованными в развитии муниципального образования.

С помощью высших учебных заведений, техникумов и колледжей:

  • упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах;
  • обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;
  • упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям образовательным учреждениям и работодателей;
  • открываются более широкие возможности для профессионального самоопределения выпускника;
  • расширяются возможности трудоустройства выпускников.

Некоммерческий сектор

  • предлагает новые идеи и решения, социальные и образовательные технологии;? привлекает к работе волонтеров;
  • выражает интересы определенных групп населения;
  • выдвигает новые ценностные ориентиры.

Коммерческий сектор предоставляет благотворительные пожертвования и возможность использовать профессионализм и опыт компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

Социальное партнерство – это социальное действие, которое основано на чувстве разделяемой ответственности за проблему и человеческой солидарности [1].

Основой социального партнерства  вступает:

  •  заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
  •  объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;
  •  компромиссное разрешение спорных вопросов;
  •  отсутствие государственного патерналистского характера власти;
  •  учет и контроль интересов каждого из партнеров.

На сегодняшний день требуется совершенствование структуры, управления и функционирования системой социального партнерства в сфере образования с учетом разграничения компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов России и федеральных органов исполнительной власти.


Библиографический список
  1. Киселева Е.С. Инновационная деятельность образовательных организаций на примере реализации социального партнерства // Вестник Мининского университета. 2015. №1 (9).
  2. Орехова Е.А., Ларина Е.Б. Институты социального партнерства как фактор инновационного развития в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №2 (71).
  3. Прохорова М.П., Петровский А.М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Вестник евразийской науки. 2015. №5 (30).
  4. Симченко Н.А., Цёхла С.Ю., Романюк Е.В. Механизм социального партнерства институтов бизнеса, власти, образования и науки в обеспечении трудоустройства молодежи // Kant. 2017. №4 (25).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация