На начальных этапах занятий по дисциплинам «Актерское мастерство» и «Сценическая речь» обучающиеся сталкиваются с проблемой самоконтроля и самопознания, что затрудняет их саморазвитие и подготовку к дальнейшей творческой деятельности. Подготовительный этап для творчества всегда необходим и именно им может являться йога.
К.С. Станиславский создал универсальную систему воспитания актера актуальную во все времена, но несмотря на это она регулярно приобретает новые направления.
В настоящее время отголоски ее трансформации встречаются в трудах Грачевой Л.В., Скворцовой Ю.С., Вырыпаева И.А.
Грачева Л.В. доктор искусствоведения, создала и возглавила Лабораторию психофизиологии исполнительских искусств (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, Скворцова Ю.С. работает в экспериментальной студии актерской йоги (г. Волгоград), Вырыпаев И.А. художественный руководитель театра «Практика» (г. Москва).
Следует заметить, что Станиславский работая над системой воспитания актера, он регулярно обращался к восточным практикам, о чем могут свидетельствовать его дневники, но в силу сложной политической обстановке в истории нашей страны он не мог открыто говорить о своих убеждения и поэтому в его трудах слово йога отсутствует. Тем не менее у него были единомышленники и его взгляды повлияли на творчество М. Чехова, В. Мейерхольда, Е. Гратовского.
Опираясь на теоретические и практические работы данных исследователей в области театрального искусства, мы можем утверждать, что основная задача учебных курсов «Актерское мастерство» и «Сценическая речь» – это подготовка режиссера, актера, чтеца, специалиста в области культуры и искусства, владеющего выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речью, обладающего хорошей дикцией и гибким голосом широкого диапазона.
По словам М. Чехова: «Главная задача актера это научится вызывать у себя определенные чувства и эмоциональные реакции, для того чтобы пробудить наши чувства потребуется определенная психологическая подготовка»[10].
Физическая раскрепощенность, гибкость – необходимый элемент способности держаться легко, без напряжения. По определению философского энциклопедического словаря, йога – одно из шести основных ортодоксальных (брахманских) направлений индийской мысли. Любопытно, что среди множества значений слова «йога» есть и такие, как «напряжение». «Освобождение» – главное слово в культурной традиции Индии. Психологические зажимы «откладываются» в нашем теле в виде сведенных мышц. Владение телом означает и владение духом. Из этого представления о единстве телесного и духовного состояний и родилась хатха-йога (система психофизического совершенствования). «Хатха-йога ставит целью совершенствование телесного организма, освобождая его от склонности к усталости и приостанавливая его тенденцию к разрушению и старению», – пишет С. Радхакришнан.
Йога – не спорт, ее смысл – в чувстве гармонии со своим телом, в спокойствии, в снятии психологического зажима. Мы считаем, что это поможет будущим актерам, режиссерам в освоении сценической речи, а так же снизит уровень волнения на минимум. Ведь йога требует глубокого самопогружения, сосредоточения на том, что делаешь. Это полностью соответствует высказыванию К.С. Станиславского о публичном одиночестве.
Йога – живая система, и поэтому она постоянно развивается и видоизменяется. Практика йоги включает пять ступеней:
Первая ступень – соблюдение пяти внешних заповедей: не убивать, не лгать, не смущаться, блюсти целомудрие, не желать богатства.
Вторая ступень – соблюдение пяти внутренних заповедей: очищение, скромность, умеренность, декламация очищенных изречений и смирение.
Третья ступень посвящена разнообразным асанам (позам).
Четвертая ступень – Пранаяма (контроль за дыханием), считается, что третья и четвертая ступени используются в лечебных целях.
Пятая ступень – «удаление чувств от чувственных объектов», обучение сосредоточению.
Направление, о котором пойдет речь, называется пранаяма. Переводится как система дыхательных упражнений йоги.
«Ребенок дышит естественно, а вот взрослому иногда приходится снова этому учиться» Эд Хукс. Тяжело не согласиться с этим высказыванием. Дыхание – самая естественная и необходимая вещь, а так же важнейшая составляющая работы с голосом. Ваш голос будет плоским, тусклым без правильного дыхания, голосовой аппарат будет быстро уставать. От рождения, все дети, вне зависимости от пола, дышат – животом. Вырастая, у большинства девушек – дыхание смещается кверху. Мужчины, сохраняют нижнее дыхание. Здесь действует правило итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето «80-20». Лишь 20% женщин имеют крепкое нижнее дыхание.
Здоровый взрослый человек дышит в состоянии покоя 10-20 раз в минуту, но следует заметить, что частое дыхание можно считать менее целесообразным. Ведь оно присуще для бега, поднятию по ступенькам, волнению. У древних индийцев существовало убеждение, что каждому человеку на его жизнь отпущено определенное количество вдохов и выдохов. Глубокое дыхание удлиняет жизнь и позволяет извлечь больше праны. Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. А для того чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием. Полное дыхание йогов приходит на помощь, когда нам нужно отдохнуть, расслабиться, перевести дыхание. Это ничто иное, как максимально глубокий вдох и максимально глубокий выдох. Выполняется следующим образом:
- Принять наиболее удобную позу (лучше выполнять упражнения на дыхания стоя, но можно и сидя на стуле с прямой спиной, опущенными плечами, руки свободно лежат на коленях.)
- Сделать полный вдох, соединив брюшное или диафрагмальное и грудное дыхание. Сначала при вдохе надувается живот, затем без рывков, плавно движение переходит на грудную клетку. Выдох производится в обратном порядке.
Полное йоговское дыхание – это, собственно говоря, еще не пранаяма. Это скорее ее основа. Благодаря полному дыханию йогов вы приучаете свой организм к правильному дыханию и отучаете от поверхностного.
Большое значение в учебнике по сценической речи придается тренировке носового дыхания. В ходе упражнений мы так же предлагаем дышать через нос. И вдох, и выдох. «Нос – для дыхания, рот – для разговоров» – Евгений Ланкин. Мейерхольд на своих тренингах огромное внимание уделял умению актеров сочетать речь и дыхание со сценическим движением. Поскольку он насыщал свои постановки активными мизансценами, от актеров требовалось произносить текст пьесы, одновременно выполняя множество движений, зачастую в напряженном темпе. Для этого пригодится следующее упражнение, которое разработано И. Кохом и описано в книге «Основы сценического движения». Подобное упражнение можно найти и в йоге, описано в книге А. Ткачевой «Найдите свою йогу».
При тренировке в беге важно освоить технику дыхания:
4 шага – вдох через нос и чуть приоткрытые губы, 4 шага – выдох. Отрабатывать упражнение необходимо в беге на месте. Изменение темпа бега не должно менять ритм дыхания. Важно, чтобы дыхание было непрерывным.
Это можно осознать и почувствовать через Бхастрику, аналог своего рода «Позы Кучера» в актёрском тренинге, и является подготовкой к дальнейшей работе психофизического аппарата исполнителя. Бхастрика (в переводе с санскрита «кузнечные мехи» – это яростный огонь), – это дыхательное упражнение для того, чтоб без особых усилий и в кратчайшие сроки активизировать работу всего организма. Выполняется следующим образом:
- Примите одно из вышеописанных исходных положений. Закройте глаза и расслабьтесь. Поднимите руки над головой. Пальцы смотрят вверх, ладони вперед.
- За счет активной работы диафрагмой, расширяя живот сделайте быстрый и мощный вдох.
- Сделайте мощный и быстрый выдох, с силой втягивая живот. Одновременно согните руки в локтях, приближая кисти к плечам, и сожмите ладони в кулак.
- Сделайте мощный вдох, поднимая руки и разжимая кулаки.
- Повторите 10 дыхательных циклов.
- Расслабьтесь. Опустите руки. Сделайте 5-10 спокойных вдохов-выдохов.
Бхастрику можно повторять от 3 до 5 раз. Если стали задыхаться, загудела голова или заболели глаза – немедленно прекратите упражнение. Расслабьтесь и подышите спокойно. После двух-трех упражнений дыхательной гимнастики предлагается принять одну из «поз отдыха», при которых происходит мышечное расслабление. Таким образом, в тренировке чередуется мышечное закрепощение с их расслаблением. Это приводит к эластичности, подвижности дыхательного аппарата, к автоматизму хорошо отработанного процесса дыхания. Людям «речевых профессий» постоянная тренировка дыхания и голоса необходима для сохранения профессиональных качеств голоса, и как профилактика против заболеваний голосового аппарата.
У йогов есть любимая форма дыхания, которую они использую при необходимости проветрить и очистить легкие. Очистительное дыхание возбуждает все клетки легких и повышает общее здоровье всего организма. Это упражнение действует освежающим образом на утомленного, усталого человека. Следует выполнять следующим образом:
- Вдохнуть полное дыхание через нос.
- Удержать дыхание на несколько секунд.
- Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Остановиться на секунду, удерживая выдыхаемый воздух, и затем с силой выдохнуть еще немного и т.д. Очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.
Им можно завершать каждое занятие сценической речи, актерского тренинга, особенно если вам пришлось много говорить.
«Звучащий выдох» предлагается в дыхательных упражнениях потому, что звуковая волна хорошо массирует внутренние стенки гортани, глотки, носа, где в слизистой оболочке пролегает гладкая мускулатура, не подлежащая нашему управлению. Следовательно, звуковая волна косвенным путем воздействует на голосовой аппарат.
Упражнение Капалбхати прекрасно успокаивает нервы, нормализует дыхание, способствует сосредоточенности и помогает избавиться от навязчивых мыслей, что зачастую мешает актеру, режиссеру при работе на площадке.
- Сидя с прямым позвоночником, резко и быстро выдохните через нос, одновременно втягивая живот.
- На секунду задержите дыхание, а затем, расслабляя мышцы живота, дайте произойти естественному вдоху.
- Повторите акцентированные, резкие выдохи и легкие, естественные вдохи несколько раз, но не более одной минуты. Затем отдохните.
Самыми эффективными считаются динамические упражнения. И наиболее популярными на занятиях по сценической речи в настоящее время являются упражнения по системе парадоксальной дыхательной гимнастике А. Стрельниковой. В данной гимнастике каждое движение сопровождается ярким, шумным, нарочитым вдохом. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха. Мы предлагаем вам рассмотреть следующее упражнение, оно называется «Насос».
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий наклон и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Наклоны делаются ритмично и легко.
Анализируя сочетания элементов пранайямы и упражнений актерского и речевого тренингов, мы увидим эффективные результаты: сможем почувствовать контроль над, телом и разумом. Участники тренинга не только научатся контролировать свое дыхание и владеть голосом, но и смогут использовать данные техники для подготовки психофизического аппарата актера в целом к дальнейшей творческой работе.
Библиографический список
- Грачева, Л.В. Актёрский тренинг: теория и практика / Л.В. Грачева СПб.: Речь, 2004. – 168 с.
- Издательство Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2015.- 172 с. – С. 108 – 120.
- Козлянинова, И.П. Сценическая речь, М.: Просвещение, 1976.
- Ланкин, Е. Йога в офисе. К-д.: Мастерская «Коллекция», 2011.
- Рутман, Э. М. Надо ли убегать от стресса? [Текст]: к изучению дисциплины / Э. М. Рутман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 128 с.
- Сарабьян, Э. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров. Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов. М.: АСТ, 2015. – 789 с.
- Сафронова А.А. «Искусство звучащего слова» (учебная программа) // Театрализованные представления и праздники: учеб.-метод. пособие: [для студентов направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»] / Г.С. Андронова, С.Н. Башкатова, Ю.С. Скворцова [и др.]. – Волгоград:
- Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2т. М.: ВТО, 1986. Т.2.
- Ткачева А. Найди свою йогу, М.: Знание, 1991.
- Чехов М. Михаил Чехов Воспоминания. Письма. М.: Локид-пресс, 2001. – 668с.
- Шестакова Е. Говори красиво и уверено. Постановка голоса и речь. / Е. Шестакова. – С-Пб.: Питер, 2016.
- Скворцова, Ю.С. Современные тенденции и экспериментальные методы в подготовке будущих специалистов в области театрального искусства. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-7-52 – На рус.яз.
- http://disus.ru/knigi/7724-15-kurs-prakticheskoy-psihologii-ili-kak-nauchitsya-rabotat-dobivatsya-uspeha-dlya-visshego-upravlencheskogo-personala-uchebn.php#2
- http://fullref.ru/job_e2a6bbd845dedf83ae4ec1558d350370.html#1