Образование, сбор, накопление, хранение и первичная переработка отходов являются неотъемлемой частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации. В соответствии с ГОСТ 30772-2001[6] отходы представляют собой остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся во время или после завершения определенной деятельности и не используемые в прямой связи с этой деятельностью. Под определенной деятельностью понимается производственная, научно-исследовательская и иная деятельность, в том числе – потребление продукции. Соответственно, существует разница между отходами производства и отходами потребления. Вопросы обращения с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» [7] в Руднянском районе Смоленской области и подзаконными актами.
Производственные отходы – это остатки сырья, материалов, веществ, продуктов, предметов, образовавшиеся в процессе производства, выполнения работ (услуг) и потерявшие все или часть первоначальных потребительских свойств. Производственные отходы также включают побочные продукты, образующиеся в процессе производства, которые не используются в этом производстве. Наряду с промышленными отходами промышленные отходы также образуют отходы, которые в основном включают твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, битое стекло, лом, макулатуру, пищевые отходы, ветошь и т.д.), Возникающие в результате жизнедеятельности сотрудников компании.
Отходы производства и потребления требуют не только больших площадей для хранения, но и загрязняют атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды вредными веществами, пылью, газообразными выбросами. В связи с этим деятельность природопользователя должна быть направлена на уменьшение объема (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или производство любых продуктов из них, минимизацию образование отходов, которые не подлежат дальнейшей переработке, и их утилизация в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»[7] в Руднянском районе пользователи природных ресурсов при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений, сооружений и других объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:
-соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
-разработать проекты стандартов на образование отходов и лимиты на размещение отходов с целью сокращения их образования;
-внедрить малоотходные технологии, основанные на научно-технических достижениях;
-провести инвентаризацию отходов и средств их утилизации;
-следить за состоянием окружающей среды в местах размещения отходов;
-предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в сфере обращения с отходами;
-соблюдать требования по предотвращению несчастных случаев, связанных с обращением с отходами, и принимать срочные меры для их устранения;
-в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб природной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, информируют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, соответствующие органы власти непосредственно субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Отходы производства и потребления могут включать опасные отходы – отходы, которые содержат опасные вещества, которые обладают опасными свойствами (токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность) или которые содержат инфекционные агенты или могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды. и здоровье человека в одиночку или при контакте с другими веществами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия технических или иных возможностей обеспечения безопасности для окружающей среды и здоровья человека деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Задача проверки: соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Ежегодно в Руднянском районе образуется около 1 миллиона тонн твердых бытовых отходов. Твердые бытовые отходы составляют около 10% всех ежегодно образующихся отходов.
Практически весь этот объем впоследствии размещается на свалках, разрешенных и несанкционированных свалках. С учетом промышленных отходов в последние годы средний уровень сбора и переработки отходов составляет чуть более 30%. В хозяйственный оборот вовлечены только отходы, приносящие значительную прибыль.
Местом размещения бытовых отходов в Руднянском районе является полигон ТКО ОГУП “Экология” Руднянский район, д.Красный двор,7,8 кмсеверо-восточнее г. Рудня[8].
Количество специально оборудованных мест для захоронения отходов (полигонов) по всей стране составляет 1092, что в несколько раз меньше количества разрешенных полигонов, из которых около 13 тысяч.
Количество неликвидированных несанкционированных свалок, которые можно рассматривать как накопленный ущерб окружающей среде, превышает 10 000.
К марту 2014 года по итогам кампании Росприроднадзора по выявлению несанкционированных свалок на территории Российской Федерации, проведенной с 8 августа 2011 года, в общей сложности было 75956 мест несанкционированной утилизации твердых отходов на площади23035 га. В результате комплекса мероприятий на территории Российской Федерации было ликвидировано 57073 места несанкционированного захоронения твердых отходов (76% из выявленных)[1].
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, наибольшее количество нарушений было выявлено в ходе надзора за обращением с отходами: отсутствие паспортов и листов отходов; отсутствие лицензий и несоблюдение лицензионных требований.
Основными препятствиями для увеличения объема переработки отходов являются отсутствие необходимой инфраструктуры и высокий уровень затрат на организацию их сбора и разделение видов. Особую сложность представляет сбор и утилизация сложных отходов, поскольку для этого требуется особая организационная и производственная инфраструктура и сложное дорогостоящее оборудование.
По мнению экспертов, проблема возникла из-за отсутствия единых организационных, правовых, экономических, методологических и технологических подходов при формировании перерабатывающей промышленности, что привело к созданию нерациональных моделей обращения с отходами. Можно признать: в Руднянском районе практически нет промышленности, обслуживающей сферу обращения отходов производства и потребления.
Библиографический список
- Отчет Росприроднадзора «О ходе работ по выявлению и принуждению к ликвидации мест несанкционированного захоронения твердых бытовых отходов в 2014 году». URL: http://rpn.gov.ru/node/14 (дата апелляции: 01.05.2019).
- За 2,5 года сумма ущерба, нанесенного окружающей среде в результате несанкционированной утилизации твердых отходов, составила более 900 миллионов рублей // Сайт Министерства охраны окружающей среды / Главная / Новости. URL: http: //www.mnr.gov.m/news/detail.php? Ro = 134013 (дата апелляции: 14.05.2019).
- Прокурорский надзор за выполнением природоохранного законодательства / Б.Г. Бессарабов Д.Г. Добрецов, Н.В. Суслова // Экология производства. – 2013. – № 8, август. – п. 49.
- Управление отходами: учебное пособие / ББ. Бобович – М .: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2013. – С. 9-10.
- Шубников В.Л. Концепция формирования системы управления опасными отходами // ТБО. 2013. № 10.
- ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. http://docs.cntd.ru/document/gost-30772-2001 (дата апелляции: 21.06.2019).
- Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” от 24.06.1998 N89-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата апелляции: 21.06.2019).
- Карта “Обращение с отходами”. https://gis.ecology67.org/wastemodel/SWView/. (дата апелляции: 15.06.2019).