Для эффективного построения процесса контроля качеством образования следует определить четкие определённые категории управления, которые позволят наиболее лучше разобраться в тонкостях процесса управления и организовать его.
Цель процесса управления – достижение необходимого уровня качества обучения. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достичь, чтобы данная совокупность и данный уровень в максимальной степени соответствовали установленным требованиям [1].
Задачи процесса управления обучением:
1) обеспечение необходимых средств предоставления образовательной услуги высококачественного уровня, которая отвечает потребностям и ожиданиям заказчиков.
2) рост эффективности процесса обучения для достижения требований, которые предъявляет федеральный государственный образовательный стандарт;
3) формирование творческой и деятельной сферы в образовательном учреждении, активизации профессиональной деятельности сотрудников;
4) совершенствование системы контроля обучения в общеобразовательном учреждении;
5) оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения процесса образования;
6) рост конкурентоспособности общеобразовательного учреждения; развитие современных безопасных условий осуществления образовательной деятельности;
7) предоставление активного участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением [2].
Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как основное условие его конкурентоспособности. На сегодняшний день можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям, и второго подхода, который продолжает первый и касается внутренних процессов, протекающих непосредственно в границах процесса образования [3].
Современные подходы управления обучением содержат фундамент для производства современных образовательных ценностей:
1. Традиционный, который заключается в передаче подрастающему поколению главных ценностей.
2. Практический, который состоит в организации фундаментальных базовых знаний и навыков.
3. Воспитывающий, предоставляющий развитие и совершенствование образовательных результатов.
4. Либеральный, заключающийся в последовательном комплексном учете потребностей и стремлений ребенка.
5. Социально-направленный, который состоит в подготовке молодого поколения к общественной жизни и решению возникающих проблем [4].
Процесс контроля качества образования осуществляет общие функции управления, которые также называют управленческими действиями и конкретные функции, когда управленческое действие рассматривается вместе с объектом, на которое направлено.
К управленческим действиям относят:
1) планирование. Данное понятие в широком смысле содержит в себе как прогнозирование, так и программирование, а в узком смысле представляет собой составление рабочего плана. Современная система образования содержит такую функцию управления как переход от традиционных планов учебно-воспитательной работы образовательных учреждений к целевым комплексным программам функционирования или развития образовательных учреждений ради обретения в сфере образования определенного качества. Результатом планирования полагается создание программы развития, которая соответствует требованиям актуальности, рациональности, единства и контролируемости.
2) организация. В задачи данной функции входит определение субъектов контроля качеством образования, а также формулирование функциональных обязанностей субъектов. Для результативного выполнения субъектом его функций, необходимо обладание им определенных полномочий, а для этого нужно в одном руду с обязанностями вписать его права по отношению как к объектам, так и другим субъектам управления. Конечным результатом организации является разработка организационной структуры управления;
3) руководство. Руководство направлено на обеспечение заинтересованности всех участников процесса обучения, их удовлетворенность своей работой, поддержание благоприятной морально-психологической атмосферы в коллективе;
4) контроль. Управляющая образовательная система должна получать отчёты обо всех изменениях. При полноценной организации контроля должны следовать быстрое реагирование на возникающие изменения, вноситься уточнения в планы, в уже воплощаемую работу. Особенностью контроля качества обучения является необходимость оценивания проекта, процесса, текущих и конечных результатов образования, при этом соответственно оценке, изучению и анализу результатов требуется корректировать как образовательный процесс, так и его план, а иногда и цели;
5) координация, которая говорит о том, что не следует стремиться пользоваться большинством факторов, потому что они, обычно, между собой прямо или посредственно связаны, а это может привести к негативным последствиям процесса обучения [5].
Библиографический список
- Дёмина О.С. Зарубежный опыт управления качеством образовательной деятельности // Транспортное дело России. – 2015. – № 2. – с. 99 – 100
- Чернопятов А.М. Бенчмаркетинг: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.-С.: Издательство ООО «Винчера», 2014. – с.227.
- Чернопятов А.М. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации: монография/ А.М. Чернопятов. -М.: Издательство «Палеотип», 2014. – 100с.
- Данилов, Г.В. Семинарская форма контроля знаний студентов / Г.В. Данилов, К.В. Рочев // Педагогика : журнал . — 2016 .— №2 .— С. 89-97.
- Архипова С.П. Качество образования в контексте требований современности /С. П. Архипова //Вестн. Черкасского университета. – 2012. – № 135 – с 11-14