Каждый человек стремится стать профессионалом в своей деятельности. Ведь только в этом случае он начнет получать от своей работы настоящее удовольствие и удовлетворение, что в свою очередь будет повышать продуктивность этой работы. Каждому работающему человеку очень важно получать это удовлетворение, но, наверное, учителям в особенности.
Первое, чем следует овладеть будущему учителю, это, конечно же, знания. Знания о различных компонентах процесса учения: какой должна быть цель и как ее формулировать на каждом уроке, как строится урок, каковы принципы овладения знаниями, как развивать умение общаться, что такое прием преподавания и как его использовать, чем характеризуется ученик как субъект учебной деятельности и т.д. и т.п. На все эти и на сотни других вопросов учитель должен знать ответы.
Но просто знать их недостаточно. Если учитель будет владеть теорией, т.е. методическими знаниями (пусть даже в совершенстве), он, конечно же, будет еще очень далек от педагогического мастерства. Но это и не значит также, что владение методическими знаниями не обязательно, наоборот, владение методическими знаниями является фундаментом, первой ступенью на пути к профессионализму. Эта ступень будет условно называться уровнем грамотности.
Второй уровень – уровень ремесла – достигается овладением уже накопленного опыта использования ранее известных приемов преподавания. Другими словами, учитель лишь воспроизводит то, что было известно до него, чему он сам научился. А вот уже следующий, третий уровень – уровень мастерства – предполагает не просто овладение как можно большим количеством приемов, а умение адаптировать эти приемы к различным педагогическим ситуациям. Ведь все мы прекрасно знаем, что эти педагогические ситуации практически бесконечно разнообразны, т.е., говоря иными словами, учитель должен уметь импровизировать в процессе педагогического взаимодействия, не отклоняясь при этом от заданных целей.
Говоря о мастерстве учителя, мы всегда подразумеваем его творчество. Ведь учитель – это не только педагог, это ещё и актер, художник, скульптор и т.д.
Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Можно выделить еще один уровень – уровень искусства, который является высшим проявлением мастерства. Он включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
В настоящее время необходима ориентация учителя в различных видах мотивации ученического познания. Необходимо научить учащихся критически мыслить, работать с различными информационными источниками и справочными материалами, применять цифровые технологии.
Поэтому, говоря о профессионализме учителя, ни в коем случае не стоит упускать такую важную деталь, как личностные качества учителя. Это означает, что и знания, и опыт, и способность творить входят в уровни профессионализма только будучи окрашенными тем или иным эмоциональным опытом, соотнесенным с системой ценностей личности человека. Именно поэтому очень важно, чтобы будущий учитель понимал, почему он пошел в учителя, чего хочет в жизни достичь, что дает его работа учителем ему и его ученикам, что ему в жизни дорого.
В заключение хотелось бы сказать, что учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Библиографический список
- Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 544 с.
- Герасименко, Е.Н. Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических колледжах/ Е.Н.Герасименко// Нач. шк.- 2018.- №9. – С. 69-72