Для осуществления педагогической деятельности в образовательной организации в настоящее время необходимы электронные технологии, в частности, средства электронной коммуникации.
В электронной технологии применяется широкий спектр цифровых средств, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, электронная почта, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [1].
Инструментальные средства электронных коммуникаций включают в себя несколько форм, таких как электронную почту, электронную конференцсвязь, также видеоконференцсвязь и сеть Internet. Такие инструментальные средства дают возможность преподавателям и обучающимся совместно использовать информацию, а также осуществлять сотрудничество в решении общих проблем, публиковать свои новые идеи или комментарии, принимать участие в решении задач и их обсуждении.
Электронная почта (e-mail) представляет собой асинхронную коммуникационную среду. Особенность электронной почты заключается в том, что для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, а совсем наоборот. Электронная почта также используется как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного и многих получателей. Так, электронная почта находит широкое применение также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.
Электронная почта имеет крайне широкие возможности с целью улучшения качества образовательного процесса. Это и является средством дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности, которое даёт прекрасные возможности коммуникации обучающихся с преподавателем и друг с другом, и средство управления ходом образовательного процесса. Таким образом, при помощи электронной почты преподаватель может немедленно осуществить распространение ответов на часто возникающие вопросы, причём не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным обучающимся. С помощью той же электронной почты и обучающиеся могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах. Такое использование электронной почты создает у обучающихся ощущение личного контакта, как с преподавателями, так и с администрацией образовательной организации.
При возможности в образовательной организации желательно встраивать доступ к электронной почте и в учебные программы с целью, заключающейся в том, чтобы обучающийся имел возможность задавать вопросы своему преподавателю в случае возникновения трудностей или выразить свою точку зрения по поводу работы программы.
Электронная конференцсвязь представляют собой асинхронную коммуникационную среду, которая как и электронная почта может использоваться с целью плодотворного сотрудничества обучающихся и преподавателей, выступая для пользователей в виде структурированного форума, на котором можно в письменном виде изложить свою точку зрения, задать вопросы, а также прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях в сети Internet крайне плодотворно для самообразования как преподавателей, так и обучающихся. Электронные конференции могут быть организованы также и в пределах локальной сети отдельной образовательной организации для проведения семинаров, протяженных по времени дискуссий. Асинхронный режим работы обучающихся способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов. Также возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары крайне эффективными.
Видеоконференцсвязь в отличие от упомянутой ранее формы имеет синхронный характер, который заключается во взаимодействии участников в реальном времени. Тут возможна коммуникация по типу один на один, называющаяся консультацией, один ко многим, называющаяся лекцией, многие ко многим, называющаяся телемостом. Эта коммуникационная технология в современных реалиях находит применение преимущественно в образовательных организациях высшего образования, которые имеют разветвленную сеть филиалов. Ключевое препятствие для широкого использования – это, в первую очередь, дорогое оборудование, часто недоступное в локальных учебных центрах (филиалах) головной образовательной организации.
Internet. Компьютерные коммуникационные технологии применяются также как средство доступа к такой технологии Интернет, как WWW (World Wide Web), или Всемирной Паутине, которая состоит из сотен миллионов информационных сайтов, которые связаны гиперссылками. WWW поддерживает наряду с текстами, графикой также и мультимедийные страницы. С точки зрения образовательных возможностей в пределах образовательной организации это вряд ли пассивный ресурс, а скорее среда, которая стимулирует активность и самостоятельность обучающихся. В ней можно заниматься поиском информации, но результаты часто непредсказуемы и зависят скорее от находчивости и инициативности пользователя [2].
В заключение можно отметить, что из всех перечисленных инструментальных средств коммуникации именно электронная почта стала обязательным и необходимым инструментом каждого преподавателя. В образовательной организации её можно обеспечить и без выхода в сеть Internet, то есть в рамках локальной сети. Простота электронной почты, а также её высочайшие возможности и средства по индивидуализации работы с обучающихся и осуществления организации коллективной деятельности позволяют назвать её обязательной для современной образовательной организации. Конечно же, применение всех коммуникационных средств электронного обучения в комплексном режиме во много раз повышает уровень эффективности образовательной деятельности в образовательной организации, как для преподавателей, так и для обучающихся.
Библиографический список
- Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Учебник / С. Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. – Москва, 2015. – 180 с.
- Домрачев, В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // В.Г. Домрачев. – Высшее образование в России, 2016, № 3. – С. 10-12.