ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье осуществляется анализ роли и значения инструментальных средств электронных коммуникаций в образовательной деятельности, направленной на обучающихся и осуществляемой преподавателями в рамках образовательных организаций. Авторы также проводят анализ различных форм электронных коммуникационных средств, то есть дают характеристику их принципам работы, а также выделяют их по степени актуальности и важности для современной образовательной деятельности.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Инструментальные средства электронных коммуникаций как ключевой аспект деятельности педагога // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89545 (дата обращения: 10.04.2024).

Для осуществления педагогической деятельности в образовательной организации в настоящее время необходимы электронные технологии, в частности, средства электронной коммуникации.

В электронной технологии применяется широкий спектр цифровых средств, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, электронная почта, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [1].

Инструментальные средства электронных коммуникаций включают в себя несколько форм, таких как электронную почту, электронную конференцсвязь,  также видеоконференцсвязь и сеть Internet. Такие инструментальные средства дают возможность преподавателям и обучающимся совместно использовать информацию, а также осуществлять сотрудничество в решении общих проблем, публиковать свои новые идеи или комментарии, принимать участие в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) представляет собой асинхронную коммуникационную среду. Особенность электронной почты заключается в том, что для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, а совсем наоборот. Электронная почта также используется как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного и многих получателей. Так, электронная почта находит широкое применение также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Электронная почта имеет крайне широкие возможности с целью улучшения качества образовательного процесса. Это и является средством дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности, которое даёт прекрасные возможности коммуникации обучающихся с преподавателем и друг с другом, и средство управления ходом образовательного процесса. Таким образом, при помощи электронной почты преподаватель может немедленно осуществить распространение ответов на часто возникающие вопросы, причём не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным обучающимся. С помощью той же электронной почты и обучающиеся могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах. Такое использование электронной почты создает у обучающихся ощущение личного контакта, как с преподавателями, так и с администрацией образовательной организации.

При возможности в образовательной организации желательно встраивать доступ к электронной почте и в учебные программы с целью, заключающейся в том, чтобы обучающийся имел возможность задавать вопросы своему преподавателю в случае возникновения трудностей или выразить свою точку зрения по поводу работы программы.

Электронная конференцсвязь представляют собой асинхронную коммуникационную среду, которая как и электронная почта может использоваться с целью плодотворного сотрудничества обучающихся и преподавателей, выступая для пользователей в виде структурированного форума, на котором можно в письменном виде изложить свою точку зрения, задать вопросы, а также прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях в сети Internet крайне плодотворно для самообразования как преподавателей, так и обучающихся. Электронные конференции могут быть организованы также и в пределах локальной сети отдельной образовательной организации для проведения семинаров, протяженных по времени дискуссий. Асинхронный режим работы обучающихся способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов. Также возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары крайне эффективными.

Видеоконференцсвязь в отличие от упомянутой ранее формы имеет синхронный характер, который заключается во взаимодействии участников в реальном времени. Тут возможна коммуникация по типу один на один, называющаяся консультацией, один ко многим, называющаяся лекцией, многие ко многим, называющаяся телемостом. Эта коммуникационная технология  в современных реалиях находит применение преимущественно в образовательных организациях высшего образования, которые имеют разветвленную сеть филиалов. Ключевое препятствие для широкого использования – это, в первую очередь, дорогое оборудование, часто недоступное в локальных учебных центрах (филиалах) головной образовательной организации.

Internet. Компьютерные коммуникационные технологии применяются также как средство доступа к такой технологии Интернет, как WWW (World Wide Web), или Всемирной Паутине, которая состоит из сотен миллионов информационных сайтов, которые связаны гиперссылками. WWW поддерживает наряду с текстами, графикой также и мультимедийные страницы. С точки зрения образовательных возможностей в пределах образовательной организации это вряд ли пассивный ресурс, а скорее среда, которая стимулирует активность и самостоятельность обучающихся. В ней можно заниматься поиском информации, но результаты часто непредсказуемы и зависят скорее от находчивости и инициативности пользователя [2].

В заключение можно отметить, что из всех перечисленных инструментальных средств коммуникации именно электронная почта стала обязательным и необходимым инструментом каждого преподавателя. В образовательной организации её можно обеспечить и без выхода в сеть Internet, то есть в рамках локальной сети. Простота электронной почты, а также её высочайшие возможности и средства по индивидуализации работы с обучающихся и осуществления организации коллективной деятельности позволяют назвать её обязательной  для современной образовательной организации. Конечно же, применение всех коммуникационных  средств электронного обучения в комплексном режиме во много раз повышает уровень эффективности образовательной деятельности в образовательной организации, как для преподавателей, так и для обучающихся.


Библиографический список
  1. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Учебник / С. Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. – Москва, 2015. – 180 с.
  2. Домрачев, В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // В.Г. Домрачев. – Высшее образование в России, 2016, № 3. – С. 10-12.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация