Данная тема является достаточно актуальной, поскольку в условиях перехода к рыночным отношениям финансовые результаты занимают одно из ведущих направлений, как в области учета, так и при анализе и аудите деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие и тем более устойчиво его финансовое состояние. Именно поэтому, данную тему следует изучать и развивать.
Финансовый результат является главным критерием оценки деятельности для большинства предприятий. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются следующие:
‾ оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
‾ факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
‾ анализ финансовых результатов от прочей реализации, анализ и оценка использования чистой прибыли;
‾ выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения [1].
Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Обобщённо наиболее важные показатели, характеризующие абсолютную эффективность деятельности предприятия, представлены в Отчёте о прибылях и убытках по Форме - 2.
Проанализируем порядок составления Отчёта о финансовых результатах на рассматриваемом предприятии Волгоградской области и в соответствии с ним проведем оценку динамики прибыли, выручки и других показателей в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика прибыли (убытков) предприятия за 2016-2018 годы, тыс. руб.
Элемент затрат |
Стоимостная оценка
|
Горизонтальный анализ |
Трендовый анализ |
||||
Изменения, % |
Изменения, % |
||||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
17/16 |
18/17 |
17/16 |
18/16 |
|
Выручка от реализации продукции |
1518251 |
1673072 |
1968160 |
110,2 |
117,6 |
110,2 |
129,6 |
Себестоимость товаров |
757225 |
821741 |
992750 |
109,2 |
120,8 |
109,2 |
131,1 |
Валовая прибыль |
761026 |
851331 |
975410 |
111,9 |
114,5 |
111,9 |
128,2 |
Коммерческие расходы |
3853 |
7770 |
8045 |
201,6 |
103,5 |
201,6 |
208,8 |
Управленческие расходы |
541321 |
628030 |
694018 |
116,0 |
110,5 |
116,0 |
128,2 |
Прибыль от продаж |
121290 |
494691 |
943282 |
407,8 |
190,7 |
407,8 |
777,7 |
Проценты к получению |
5911 |
14604 |
20626 |
247,0 |
141,2 |
247,0 |
348,9 |
Проценты к уплате |
1502 |
75 |
0 |
4,99 |
0 |
4,99 |
0 |
Доходы от участия в др. орг. |
186 |
126 |
240 |
67,7 |
190,5 |
67,7 |
129,0 |
Прочие доходы |
750554 |
1160253 |
1147586 |
154,6 |
97,8 |
154,6 |
98,9 |
Прочие расходы |
700383 |
1172914 |
1151300 |
167,4 |
97,3 |
167,4 |
98,2 |
Прибыль (убыток) до
налогообложения |
357008 |
318450 |
176862 |
89,2 |
55,5 |
89,2 |
49,5 |
Отложенные налоговые активы и обязательства |
161 |
211 |
85 |
131,0 |
40,3 |
131,0 |
52,8 |
Налог на прибыль |
104022 |
84307 |
49813 |
81,0 |
59,1 |
81,0 |
47,9 |
Чистая прибыль |
126393 |
234354 |
253147 |
85,4 |
108,0 |
85,4 |
200,3 |
Из таблицы видно, что себестоимость с каждым годом имела тенденцию к росту, что является негативным моментом. Себестоимость продукции увеличилась в 2018 году за счет приема новых рабочих, а следовательно и увеличению затрат.
Сравнение темпов роста выручки от реализации и себестоимости проданных товаров свидетельствует о том, что себестоимость за три анализируемых года росла более высокими темпами, чем выручка, что свидетельствует об ухудшении финансового положения.
Далее, проанализируем различные виды прибыли.
Валовая прибыль является показателем эффективности работы производственных подразделений предприятия. На её величину влияет размер выручки от продажи и себестоимости проданной продукции. В 2018 году по сравнению с 2017 годом показатель валовой прибыли увеличился на 14, 5 %. Но тем не менее затраты на производство оставались ниже выручки от реализации продукции, что позволило предприятию получать прибыль, а не убыток[2].
Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия. В 2017 и 2018 году у предприятия прочие расходы превысили прочие доходы. Прочие расходы составили 1172914 и 1151300 тыс. рублей соответственно, что превышает сумму прочих доходов. Если прочие расходы больше прочих доходов, то их сальдо уменьшает прибыль [2], [3].
Что же касается показателей результативности финансово-хозяйственной деятельности за последующие отчётные периоды, то предприятие стабильно получало бухгалтерскую прибыль, несмотря на её снижение. Так к 2018 году прибыль до налогообложения составила 176862 тыс. руб., что ниже, чем в 2017 и 2016 году на 55,5 % и 49,5%. Это, безусловно, является негативным моментом. Это связано, что прочие расходы в 2017 и 2018 годы превысили прочие доходы.
Основным источником прибыли является прибыль от продаж, на которую влияют внешние и внутренние факторы. На изменение суммы прибыли от продаж по сравнению с базисным годом могут оказать влияние изменения объёма и структуры реализованной продукции, её полной себестоимости и цен[5].
Прибыль от продаж на предприятии с каждым годом имеет тенденцию к увеличению.
Объём реализованной продукции является основным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для анализа динамики показателей выпуска и реализации продукции необходимо рассмотреть аналогичные показатели за ряд последующих периодов.
По результатам хозяйственной деятельности в 2018 году предприятие получило собственных доходов в виде выручки от реализации готовой продукции и оказанных услуг, без учёта косвенных налогов, в сумме 1 968 160 тыс. руб. По сравнению с 2016 и 2017 годами произошло увеличение выручки от продаж на 295 088 и 449 909 тыс. руб. соответственно. Таким образом, систематический рост выручки говорит об эффективной системе менеджмента в организации, умении руководства грамотно наладить производственную и сбытовую деятельность, а также о положительной тенденции по предприятию в целом.
Итак, на примере рассматриваемого предприятия рассчитаем показатели рентабельности.
Первый анализируемый показатель – рентабельность продаж. Она определяется по следующее формуле:
ROS = прибыль от продаж / выручка *100% (1)
ROS 2016 = 121 290 / 1 518 251 * 100% = 7, 9 %
ROS 2017 = 494 691 / 1 673 072 * 100% = 29, 5 %
ROS 2018 = 943 282 / 1 968 160 * 100% = 47 %
Из расчета видно, что с каждым годом рентабельность продаж имеет тенденцию к росту. Рентабельность продаж в 2018 году выросла по сравнению с 2017 и 2016 годами на 17,5 % и 39,1 % соответственно, что связано с увеличением прибыли от продаж.
Далее, рассчитаем показатель рентабельности продукции, который определяется по следующей формуле:
Rпp = чистая прибыль / себестоимость * 100% (2)
Rпp2016 =126 393/ 757 225 * 100% = 16, 7 %
Rпp2017 =234 354/ 821 741 * 100% = 28, 5 %
Rпp2018 = 253 147 / 992 750 * 100% = 25, 5 %
Из расчета видно, что в 2017 году рентабельность имела тенденцию к росту по сравнению 2016 годом на 11,8% и по сравнению с 2018 годом на 3 %. Увеличение этого показателя в динамике говорит о повышении объема товарооборота, следовательно, об увеличении прибыли, и наоборот.
Следующий показатель – рентабельность основной (операционной) деятельности, рассчитываемый по формуле:
RОД = прибыль от продаж / себестоимость * 100% (3)
RОД 2016 = 121 290/ 757 225 * 100% = 16%
RОД 2017= 494 691/ 821 741 * 100% = 60,2 %
RОД 2018= 943 282/ 992 750 * 100% = 90%
Рентабельность операционной деятельности показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Служит характеристикой эффективности управления и правильности выбранной стратегии. Из расчета следует, что рентабельность операционной деятельности в 2016 году имела тенденцию к росту. Так как рентабельность основной деятельности отражает конечный результат деятельности, и величина рентабельности отражает пропорцию эффективного использования ресурсами, то вышерассчитанные показатели свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов в 2017 году.[6]
Далее рассчитаем рентабельность активов предприятия по формуле:
ROA = чистая прибыль / сумма активов * 100% (4)
Для начала рассмотрим все активы предприятия в период за 2016 – 2018 годы в таблице 2
Таблица 2 – Структура активов предприятия за 2016 – 2018 годы
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
|
Внеоборотные активы | 2347521 | 57,91 | 2929902 | 49,11 | 3797162 | 62,94 |
Оборотные активы | 1706081 | 42,09 | 3035782 | 50,89 | 2235995 | 37,06 |
Итого активов | 4053602 | 100 | 5965684 | 100 | 6033157 | 100 |
ROA2016 = 126 393 /4 053 602 *100% = 3, 1%
ROA2017= 234 354/ 5 965 684 *100% = 3, 9%
ROA2018 = 253 147/ 6 033 157 *100% = 4, 2%
Рентабельность активов показывает, сколько копеек прибыли от продаж или чистой прибыли принесет один рубль, вложенный в активы предприятия. Рентабельность активов, в том числе, отражает способность активов создавать прибыль.
Из расчета видно, что рентабельность активов с каждым годом имеет тенденцию к росту. Увеличение данного показателя связано с увеличением чистой прибыли организации, ростом оборачиваемости активов, а так же с уменьшением расходов, связанных с производством и реализацией продукции.
По итогам проведенного на предприятии анализа, необходимо разработать конкретные мероприятия по улучшению экономических результатов деятельности:
- увеличение объема реализуемой продукции;
- снижение себестоимости продукции;
- снижение расходов предприятия;
- установление прочных хозяйственных связей с поставщиками товаров;
- внедрение новейших технологий;
- увеличение гибкости производства: расширение объема, изучение ассортимента;
-соблюдение условий договоров;
-повышение эффективности процессов ценообразования;
-повышение качества изготовления;
-пересмотр кредитной политики;
-завоевание новых сегментов на рынке;
-повышение эффективности реализации.
В частности, следует уделить внимание поиску резервов увеличения суммы прибыли на предприятии. Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации.
Существует множество способов уменьшения затрат и увеличения прибыли, далее представлены некоторые из них, которые могли бы повысить прибыль .
Первым мероприятием по увеличению прибыли является расширение ассортимента выпускаемой продукции предприятия (применение ассортиментной политики). Политика ассортиментов товара — одно из самых главных направлений деятельности каждого предприятия. Это направление приобретает особую актуальность в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту. От эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно управлять этой политикой.
Далее – уменьшение материальных затрат на производство, как следствие повышения технического уровня производства. Сюда входит внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, также снижение цен на закупаемое сырье.
Следующее мероприятие – снижение цены на продукцию. Выше говорилось, что увеличением цены вряд ли удастся увеличить объемы выручки и продаж. Однако, поднять продажи можно, наоборот, снизив цены. Если незначительно снизить цену на популярные товары, вполне возможно, что для покупок именно этих товаров люди будут приходить не конкурентам, а к вам. То есть, по более низким ценам в количественном выражении покупать будут больше, соответственно, общая сумма вашей выручки увеличится. Снижение цен может быть не постоянным, часто в этом нет необходимости. У рассматриваемого предприятия потребители, в основном, продукцию заказывают оптом. Поэтому, одним из мероприятий по увеличению прибыли является снижение цен при покупке большой партии товара. Обычно объявляется основная цена единицы товара при покупке его в количестве, например, до 100 штук и пониженная цена при покупке партии товара сверх этого количества. Оптовые скидки должны распространяться в одинаковой степени на всех покупателей, заинтересовывая их возможной экономией затрат. Предприятие при этом тоже экономит затраты, связанные с самим процессом продажи, хранением и транспортировкой товара.
Далее – поиск новых поставщиков. С 2016 года по 2018 произошла смена поставщиков товаров и это один из нескольких факторов, который повлиял на увеличение себестоимости продукции на 29 %. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи.
Разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов.
Для повышения показателей рентабельности руководству предприятия необходимо провести следующие мероприятия:
- выявление наиболее рентабельных видов продукции и оптимизация структуры ее продажи, ведь структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится;
- строгий контроль над затратами во всех сферах деятельности предприятия путем составления смет расходов;
- увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;
- снижение себестоимости выпускаемой продукции.
Библиографический список
- Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник / К.А. Раицкий. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 1012 с.
- Шуляк П.Н. , Финансы предприятия: Учебник/ П.Н. Шуляк - 2-е изд. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2016. 752 с.
- Суша Г.З. Экономика предприятия: учебное пособие / Г.З. Суша. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2016. – 470 с
- Донцова Л.В., Формирование и оценка показателей промежуточной (квартальной) и годовой отчетности: учебное пособие / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2015. 272 с.
- Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие / В.В. Ковалев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 336 с.
- Лапуста М.Г. Финансы организаций (предприятий): учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 575 с.