АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Онисич Никита Романович
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
Инженерно-экономический факультет, г. Самара

Аннотация
1960 год считается периодом создания студенческих движений в Великобритании. Социальные протесты, начавшиеся в конце 1960-х годов и вошедшие в историю как "бунт 1968 года", охватили многие страны мира, по обе стороны линии, которая разделяла оба противоборствовавших военно-политических блока. Они стали реакцией трудящегося населения и молодежи на обозначившийся кризис модели "социального государства", причем протестующие пытались более или менее осознанно противопоставить ей альтернативу, основанную на общественном самоуправлении. Новый протест натолкнулся на сопротивление не только со стороны правящих элит и истэблишмента, но и со стороны традиционных оппозиционных партий и организаций.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Онисич Н.Р. Антиправительственные студенческие выступления в Великобритании // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89421 (дата обращения: 15.03.2024).

Введение. Основополагающие цели “глобального 1968-го” не были достигнуты, формы, методы и идеи, которые сформировались в ходе этого протеста, до сих пор оказывают влияние на социальные протестные движения современности. В Англии студенческие протесты запылали сначала в элитной Английской школе экономики в октябре 1966 г.: ученики требовали смещения ректора, знаменитого собственными взаимосвязями с расистскими системами В марте 1967 г. учащиеся в определенное период взяли ЛШЭ и предприняли попытку осуществить “независимый университет”. В завершении этого же года студенческие представления с захватами либо митингами взяли тренировочные заведения Лондона, Халла (Гулля), Бристоля, Достоинство, Кройдона, Бирмингема, Ливерпуля, Гилфорда и иных населенных пунктов. Огромнейшие демонстрации британского студенчества в 1967 – 1968 гг. были ориентированы вопреки Вьетнамской битвы и были сопровождаемыми жестокими конфликтами с охранниками правопорядка. В Бельгии весною 1968 г. учащиеся вышли в улицы, в знак протеста вопреки битвы в Вьетнаме и призывая реформы институтской системы они взяли брюссельский институт и провозгласили его “открытым с целью населения”. В Италии захваты институтов студентами распространились с 1967 г., будучи сопровождаемым конфликтами с охранниками правопорядка. В Испании стачки и захваты институтов студентами заставили власти в январе 1968 г. внедрить полицию в все без исключения верховные тренировочные заведения государства. Наиболее 20 тыс. учащихся существовали, изъяты с тренировочных учреждений[1,2]

Цель исследования – изучение причин и анализ студенческих антиправительственных движений в Великобритании.

Результаты исследования – В результате исследования было выявлено то, что большинство британских студентов продолжали верить в демократическую систему, и власти не обращались с ними слишком жестко, так как акции студентов были вполне мирными и хорошо организованными. Также многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого представительства в управлении колледжами улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.

Действия половины и второй половины 1960-х гг. предоставили основание заявлять о “новейшем молодежном движении”, стремительно действовавшем в общественно-общественно-политическую жизнедеятельность. В США перемещение неповиновения возникло с студенческих докладов в калифорнийском институте Философ в 1964 г. Их члены призывали независимости общественно-политической агитации вопреки битвы в Вьетнаме и расовой сегрегации в государстве. Полиция изгнала учеников с захваченного ими института, однако в скором времени правительству должны существовали принять возможность в общественно-политическую работа в его стенках. С Философ представления разнеслись согласно целой государстве; появилась предприятие. В свойстве варианты служебным вузам ученики стремились осуществить самостоятельные направления и средоточия преподавания (“независимый университет”). Пик протестов пришелся в весну 1968 г., когда студентами были взяты институты в Вашингтоне и Нью-Йорке, и велась забастовка в главных верховных тренировочных заведениях вопреки расизма и войны[1,2]

В научной литературе уже высказывалось мнение, о том, что учащиеся имеют все шансы выступать в качестве мощной силы, дестабилизирующей общественно-общественно-политическую обстановку в государстве. В частности, обращалось внимание на то, что учащиеся считаются неповторимой социальной группой, чье мировоззрение создается около влиянием двух совокупностей условий: психофизиологических отличительных черт, характерных переходному возрасту , и комплекта свойств, покупаемых в институте. Помимо этого, в студенческой сфере зафиксирован ряд тенденций, характеризующих склонность к протестным акциям. По статике больше всего расположены к роли в аналогичных провокациях учащиеся-гуманитарии . [1,2]

В то же время наибольшую восприимчивость к конструктивным мыслям выказывают ученики начальных курсов, а кроме того иногородние . Немаловажно выделить, то что в студенчестве особенным способом объединяются свойства, свойственные различным общественным классам и группам, показывающим высокую протестную динамичность. Во-первых, учащихся, возможно, расценивать как часть интеллигенции.

Во-вторых, у учащихся есть свойство, которое роднит их с пролетариатом, а именно — концентрация. В верховных учебных заведениях собираются вместе тыс. и 10-ки тыс. учеников, какие нередко ещё и живут в кампусах. Такая сосредоточение значительно упрощает систему протестных акций. [1]

Значение этого фактора увеличивается при объединении учащихся по церковному либо расовому показателю.  В тот или иной мере учащиеся располагают и иным качеством, свойственным пролетариату (что в новаторской практике иногда фигурировал равно как более кардинальный компонент). Разговор проходит о этом, то что, аналогично пролетариату и люмпен-пролетариат-пролетариату, учащимся зачастую незачем утрачивать, они, равно как принцип, никак не обременены фамилией, собственностью и т.п. В соответствии с этим, им легче следовать на риск. Важно еще, то что из числа учащихся возвышенна часть приехавших из других населенных пунктов, а мигранты имеют достаточно существенным дестабилизирующим потенциал . В конечном итоге, в качестве молодой и интеллигентной доли сообщества учащиеся предрасположены к применению новейших конфигураций агитации, пропаганды, коммуникации и компании, то что в дополнение увеличивает их протестные способности.[7]

Английские учащиеся протестовали против войны в Вьетнаме, хотя сама Англия в ней никак не приняла участие , а африканские выступали с «интернациональными» условиями тем чаще, нежели хуже существовала общественно-финансовая обстановка в их собственной стране . Важно, то что незначительное, однако спаянное основа радикалов с студенческой сферы правомочно воодушевить в протестные воздействия огромное количество соучастников (в частности, посредством вторжения в разнообразные студенческой компании). Таким образом, в 1967 г. в процессе протестов в Английской школе экономики 50 учащихся-активистов левого толка привлекли в свою сторону приблизительно 35 тыс. человек. Особое значимость с целью становления протестного потенциала в студенческой  сфере имеют результаты больших социальных сдвигов в обществе. [2]

Отношение историков и правоведов к совершенствованию британской судебной системы в XVIII в. всегда оставалось двойственным. С одной стороны, по мере развития социально экономических отношений власти Великобритании осознавали необходимость совершенствования механизмов правового регулирования. С другой стороны, на фоне постоянного роста общего числа преступлений особую актуальность приобретал поиск эффективных способов предупреждения правонарушений. Высокий уровень преступности являлся серьезной проблемой в крупных городах, что неоднократно отмечалось в прессе и воспоминаниях современников. Некоторые политики и общественные деятели и вовсе сомневались в способности судебной системы обеспечить надлежащее разрешение правовых споров. Отчасти сложившуюся проблему помогли разрешить отдельные нововведения в судебной системе. Они заключались в упрощении уголовного преследования и ускорении судебного разбирательства, а также в развитии практики внесудебного урегулирования в системе частного обвинения. [6]

Британская история XVIII богата примерами проявления народного недовольства в условиях крупного города , происходившими на фоне обострения религиозных противоречий , начала промышленного переворота , неоднозначного внешнеполитического курса н противостояния ведущих политических партий и внепарламентских объединений . Исходя из того что каждый акт гражданского неповиновения представлял собой сложное и неоднозначное явление , он требует всестороннего и тщательного изучения , в том числе через сопоставление бунта с другими кризисными ситуациями . Для удобства исследования мы выделим два знаковых проявления народного недовольства в последней четверти XVIII в .: Лондонский бунт 1780 г. и Бристольский бунт 1793 r .[2,5]

Лондонский бунт 2-9 июня 1780 r . был связан с религиозно – политической борьбой Протестантской ассоциацией за отмену законодательных послаблений отношении английских католиков . Отсутствие контроля над демонстрантам и неспособность столичной администрации обеспечить безопасность во время массовых акций привели к вооруженному мятежу , который стал наглядным примером того , насколько опасными могут быть последствия пренебрежительного отношения властей к общественным требованиям Бристольский – мостовой бунт 1793 r . был одним из крупнейших актов гражданского неповиновения , сравнимый лишь с Лондонским антикатолическим бунтом 1780 r . Профессор Д. Роде в своем исследовании справедливо отмечал их сходство по масштабам народного недовольства , то количеству убитых раненых , а также по ряду причин, вызвавшим социальный взрыв ( Rude , 1964 ) .[2,7]

Оба бунта произошли крупнейших городах Англии с достаточно сильно расслоенной социальной структурой . Если высшие и средние слои населения предпочитали решать возникающие социально – экономические или социально- политические противоречия посредством петиционных кампаний , то для низших слоев городского населения бунт являлся естественным средством выражения накопившегося общественного недовольства . В отсутствии внимания к некоторым социальным проблемам со стороны мера и муниципальных корпораций . г0родские низы находили собственные способы реакции на некомпетентность или злоупотребления властей . В то же время , данная реакция была по сути неконтролируемой , и быстро приобретала угрожающие масштабы , выходившие за рамки понятий о восстановлении социальной справедливости.[2]

Также исследуя данную тему и обращая внимание на статью [3] было замечено то, что Сооснователь методизма Д. Уайтфилд призывал церковь обратить внимание на проблемы беднейших слоев населения, считая главной задачей религии облегчать положение нищих, больных и обездоленных. Лидер методистов Д. Уэсли не только сосредоточил свою деятельность на помощи бедным, но также участвовал в политической жизни Англии конца XVIII в. Д. Уэсли довольно сдержанно отнесся к закону в пользу католиков 1778 г. Известно, что Д. Уэсли не только призывал своих сторонников молиться за отмену закона, но также счел возможным поддержать протестантскую ассоциацию. Показателен пример одной из речей Д. Уэсли 1780 г.: «…если мы и дальше будем терпеливо сносить распространение папизма, то нет сомнений в том, что это приведет наши бессмертные души к гибели. Миллионы людей находятся в опасности, даже не подозревая об этом. Если мы и дальше будем сидеть сложа руки, не препятствуя распространению папизма, всемогущий Бог и святые могут отвернуться от нашего государства и ни армия, ни флот не увидят больше побед». В то же время, стоит отметить, что Д. Уэсли неоднократно высказывался о том, что «никогда не призывал к преследованию католиков»[3]

Заключение. Проведенное нами исследование доказало, то что учащиеся равно как общественно-возрастная категория имеют все шансы рассматриваться в качестве мощи, оказывающей дестабилизирующее влияние в общественно-политическую обстановку в государстве.  Проблема в том, что повышение числа студенток, которое наступает в конкретном стадии формирования государства, никак не содействует увеличению насыщенности многочисленных беспорядков, однако содействует увеличению насыщенности противоправительственных презентаций. В то же время никак не меньше значимым является недостаток статистически значимой корреляции среди частью учащихся в единой количества жителей и насыщенностью общественно-политических убийств и шпионских операций. Существенно также, то, что среди частью учащихся в населении и насыщенностью переворотов и усилий переворотов взаимозависимость никак не положительна, а отрицательна, в таком случае имеется присутствие в государстве значительного количества учащихся никак не упрощает, а точнее усложняет типично элитарную форму смены власти через государственный переворот. Это значит, то, что увеличение количества учащихся может быть никак не только лишь дестабилизирующим, однако и в популярном значении регулирующим условием.


Библиографический список
  1. Макаров Е.П. Англиканская церковь во внутриполитическом развитии Англии второй половины XVIII в.// Вояджер: мир и человек. 2018. № 11. С. 146-156
  2. Макаров Е.П. Гордоновский бунт и религиозно-политическая борьба в Великобритании 1778-1780 гг. диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.03 / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Самара, 2013
  3. Макаров Е.П. Гордоновский бунт и религиозно-политическая борьба в Великобритании 1778-1780 гг. автореферат дис. … кандидата исторических наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2013
  4. Быховский Б.Э. Философия мелкобуржуазного бунтарства // Коммунист. – 1969. – № 8.
  5. Новинская М.И. «Студенческая революция» в США и кризис буржуазных ценностей // Вопросы философии. – 1972. – № 2.
  6. Кон И.С. Студенческие волнения и теория «конфликта поколений» // США: экономика, политика, идеология. – 1971. – № 3.
  7. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М., 2003.
  8. Пашковский Г.М. Студенческое движение на Западе. – Минск, 1977.
  9. Мяло К.Г. Социальная динамика майского движения // Вопросы философии. – 1969. – № 6.
  10. Грачев А.С. Поражение или урок? Об опыте и последствиях молодежных и студенческих выступлений 60-70-х годов на Западе. – М., 1977.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Онисич Никита Романович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация