ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ильин Семен Сергеевич
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт управления, экономики и финансов магистр 1 курса, кафедры управления человеческими ресурсами

Аннотация
Данная статья посвящена обзору проблемы формирования кадрового резерва в органах муниципальной власти Республики Татарстан. Проведенное исследование дает нам возможность утверждать, что эффективное использование института резерва кадров позволяет реализовать важнейший принцип работы с кадрами - принцип сочетания в руководстве опытных и молодых работников.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ильин С.С. Особенности формирования кадрового резерва в органах муниципальной власти Республики Татарстан // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89188 (дата обращения: 19.04.2024).

Формирование новой концепции государственного управления, перемена государственной службы Российской Федерации и ее аппарата недопустимо без существенного развития руководящих, управленческих кадров, без нагрузки органов государственной власти персоналом, которые смогут на деле обеспечить с успехом исполнение экономических реформ, строительство настоящего демократического государства.

Для того чтобы развитие кадрового обеспечения органов государственной власти высококвалифицированными работниками шел эффективно, необходимо использование института кадрового резерва [1, с. 68].

Главная цель кадрового резерва в органах муниципальной власти Республики Татарстан (РТ) – обеспечение возможности скорейшего замещения освободившихся должностей. Работники, часто конкурируют между собой на вакантные должности, поэтому они должны быть высококвалифицированными, чтобы обеспечить максимальную эффективность труда в процессе служебного продвижения служащих в муниципалитете РТ.

Главной задачей создания и применения кадрового резерва государственной и муниципальной службы является формирование работоспособного состава госслужащих, которые бы обладали профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами, требуемыми на более высоких должностях для развития и корректировки данного процесса, обеспечения заданного курса работ и контроля в зависимости от имеющихся качеств для рационального и продуктивного решения задач и достижения целей государственной и муниципальной власти.

Первостепенным является понимание и выполнение принципов создания и применения кадрового резерва в государственных органах согласно рисунку 1. 

Рисунок 1. Принципы формирования и использования кадрового резерва в органах муниципальной власти.

Как и любая структура, муниципальные органы РТ нуждаются в высококвалифицированных работниках, в тех, кто понимает устройство механизмов работы госслужбы с самого их начала, в управленцах высшего эшелона. При создании кадрового резерва органов госслужбы, для получения требуемого результата, необходимо использовать наиболее эффективные и целесообразные технологии, но далеко не каждый государственный субъект может в полной мере осуществить теорию на практике при формировании своего резерва.

На данный момент в РФ введены Положения об отборе кандидатов в резерв управленческих кадров, используемые в некоторых её субъектах, так же притворяются в жизнь программы и планы мероприятий по подготовке и переподготовке резервов управленческих кадров. Определение форм и структуры, условий и этапов, состава и методов формирования резерва кадров решаются путём взаимодействия кадровой службы муниципального субъекта с кадровым резервом этого органа.

С 2011 года действует положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Республики Татарстан (утв. Указом президента РТ от 14 марта 2011г. №УП-127). Для воспроизведения новых сотрудников взамен ушедших создаются современные способы и методики осуществления отбора новых работников на вакантные должности, аттестации сотрудников, подготовки резерва кадров; используются механизмы кадрового планирования; человеческие ресурсы в системе кадрового планирования заменяются или дополняются разработками из мира информационных технологий.

Поток сотрудников в муниципальных органах являет собой перемещение служащих на другие должности по службе, осуществляемое для наиболее эффективного использования потенциала работников, для осуществления возможностей их служебного и профессионального роста, обеспечения равных возможностей при перемещении по карьерной лестнице. К целям этого перемещения относятся:

1) формирование высококвалифицированного кадрового состава на муниципальной службе путем приобретения государственными служащими профессиональной квалификации для их дальнейшего должностного роста;

2) противодействие (профилактика) коррупции в системе муниципальной службы.

На данный момент резерв управленческих кадров органов местного самоуправления в Республике Татарстан составляется во всех 955 муниципальных образованиях республики – 2 городских округах, 43 муниципальных районах и 910 поселениях.

По состоянию на IV квартал 2017 года в резервах управленческих кадров органов местного самоуправления в Республике Татарстан состоят 52 4023 человека. С момента формирования данного вида резерва на вышестоящие должности назначены 728 человека. По состоянию на IV квартал 2017 года в федеральном резерве управленческих кадров состоят 78 представителей Республики Татарстан: в «Высшем уровне» 29 человек; в «Базовом уровне» 20 человек; в «Перспективном уровне» 21 человек. В Федеральный резерв управленческих кадров входит также резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации («Президентская сотня» и «Президентская тысяча»).

По состоянию на октябрь 2017 года входят 7 представителей Республики Татарстан, 1 из которых состоит в «Президентской сотне». Кандидаты в резерв управленческих кадров для замещения должностей государственной гражданской службы «высшей» группы помимо общих требований, установленных законодательством о государственной службе, подбираются по рекомендациям Кабинета Министров, Государственного Совета, других государственных и муниципальных органов Республики Татарстан с учетом окончательного отбора из расчета двойного превышения количества кандидатов на каждую руководящую должность. В таблице 1 представлен кадровый состав резерва управленческих кадров Приволжского федерального округа от Республики Татарстан.

Таблица 1 – Кадровый состав резерва управленческих кадров Приволжского

федерального округа от Республики Татарстан [5]

Должности Количество человек
Главные врачи республиканских клинических больниц 2
Заместители министров 4
Начальники и заместители начальников отделов государственных органов и хозяйствующих организаций 11
Начальники управлений и заместители начальников управлений государственных и муниципальных органов 8
Руководитель территориального органа 1
Советники и референты государственных органов 5
Руководители и заместители руководителей исполнительных комитетов муниципальных образований 8
Директора и заместители директоров учреждений различных форм собственности 15
Член-корреспондент Академии наук 1
Управляющие делами и заместители управляющих делами государственных органов 2

Результаты таблицы 1 позволяют сделать вывод, что кадровый резерв состоит главным образом из кадров – представителей государственных и муниципальных органов управления – 39 человек. Представители здравоохранения составляют менее 6% от общего количества государственных служащих. Видно, что действующая сложная модель формирования кадровых резервов в Республике Татарстан представляет собой эффективный элемент управления персоналом государственных служащих, ее комплексный подход способен проводить оценку динамики развития региона, а также способствовать качественному возобновлению человеческих ресурсов в государственных и муниципальных органах власти. Однако, несмотря на достаточно высокий уровень эффективности, система кадровых резервов, как и любая другая система, нуждается в постоянном контроле и совершенствовании. Проведенное исследование дает возможность утверждать, что рациональное использование института кадрового резерва позволяет применить важнейший принцип работы с кадрами – принцип сочетания в руководстве опытных и молодых работников. В данном случае можно говорить о совершенствовании в части использования научно-обоснованных рекомендаций по обеспечению государственной службы высококвалифицированным персоналом.


Библиографический список
  1. Бизюкова, И.В. Кадры управления: подбор и оценка / И.В. Бизюкова. – М.: Экономика, 1998. – С. 68 – 90.
  2. Сороко А.В. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы на основе формирования кадрового резерва управленческих кадров. Дисс.на соискание учен.ст док.экон.наук. М., 2011. С.86
  3. Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе республики татарстан (утв. указом президента рт от 14 марта 2011 г. n уп-127). URL: http://mic.tatarstan.ru/polozhenie-o-kadrovom-rezerve-na-gosudarstvennoy.htm (дата обращения: 20.03.2019)
  4. Республиканский проект «Кадровый резерв РТ». URL: http://www.rezervrt.ru/about.html (дата обращения: 22.03.2019)
  5. Официальный портал Официальный Татарстан. Федеральный резерв управленческих кадров. – Официальный сайт. – режим доступа: URL: http://tatarstan.ru/rus/gossluzhba/rezerv/rf.htm,свободный. (дата обращения 25.03.2019)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ильин Семен Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация