КРАТКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СТИЛЕ «БОДИ-ФИТНЕСС» В ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ С ЦЕЛЬЮ УЛУЧШЕНИЯ ТРОФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НЕЙРО-МОТОРНОГО ПУЛА

Ардатов Сергей Владимирович1, Ардатова Анастасия Сергеевна2, Власов Ян Владимирович3, Гаврилов Владимир Юрьевич4, Щанькина Алла Владимировна5
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат медицинских наук, доцент кафедры травматологии, ортопедии и экстремальной хирургии имени академика РАН А.Ф. Краснова, заведующий отделением травматологии и ортопедии №1 клиники травматологии и ортопедии Клиник СамГМУ
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ординатор кафедры медицинской реабилитации, спортивной медицины, физиотерапии и курортологии
3Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии, президент "Общероссийской общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом" (ОООИ-БРС)
4Самарская региональная общественная организация инвалидов - больных рассеянным склерозом (СОРС), главный научный консультант, член – корреспондент Академии медико-технических наук Российской Федерации
5Самарская региональная общественная организация инвалидов - больных рассеянным склерозом (СОРС), психолог-консультант, аксиолог*

Аннотация
Предлагается методика регулярного применения физической активности в стиле «боди-фитнесс» (оригинальное название: «НЕЙРОФИТ») позволяющая тормозить последствия нервно-мышечной дистрофии у больных рассеянным склерозом (РС), за счет адаптивного формирования новых нейронных связей, возникающих при выполнении упражнений в данном стиле. Это происходит при интенсивных тренировках в спортивном зале по 15-40 минут, два-три раза в неделю – когда каждое движение (упражнение) до его совершения, во время выполнения упражнения и некоторое время спустя (5-10 секунд) – контролируется ЦНС – путем постоянной мысленной визуализации. Домашнее задание заключается в том, что человек (по 15-20 минут/в день) визуализирует себя в разнообразных спортивных (технически несложных) движениях (отжимания; подтягивания на турнике и т. п.) – т. е. мысленно повторяя движения (тренировки) в зале в блиц-режиме.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ардатов С.В., Ардатова А.С., Власов Я.В., Гаврилов В.Ю., Щанькина А.В. Краткий обзор концепции применения методики физической активности в стиле «боди-фитнесс» в перспективах разработки методических рекомендаций по развитию системы физкультурно-оздоровительных упражнений для больных рассеянным склерозом с целью улучшения трофических связей нейро-моторного пула // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89186 (дата обращения: 29.03.2024).

*АКСИОЛОГИЯ – (от греч. axia — ценность и logos — учение) — филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Термин «А.» введен в 1902 фр. философом П. Лапи, а в 1904 использовался уже в качестве обозначения одного из разделов философии Э. фон Гартманом.

 

Из множества источников, в т. ч. с ресурса [1] – нам известно – что с целью замедления нарушения двигательных функций при рассеянном склерозе (далее – РС) назначаются различные комплексы лечебно-физических упражнений. Пренебрежение ЛФК может привести к инвалидности, и довольно быстро – каждая новая манифестация заболевания по ощущениям хуже предыдущей. Избегая движений, не тренируются прежде ежедневно занятые мышцы. Чем меньше двигательная активность, тем больше прогрессирует мышечная дистрофия, и тем меньше остается жизненных сил. А при рассеянном склерозе и так повышена утомляемость.

Физические нагрузки должны быть регулярными еще и потому, что в нервно-мышечном взаимодействии – существует так называемая трофическая (греч. trophe – пища, питание) связь нервной и мышечной ткани [2-3]. То есть – для того чтобы выполнить какое либо произвольное мышечное движение, необходим «душевный разговор» который ведется между нервной и мышечной тканями – когда нервное волокно посылает электрический импульс, а мышечная ткань это импульс «запрашивает» или «выпрашивает» – в зависимости от состояния тренированности нервно-мышечного пула. Работа нервной системы стимулирует анаболические процессы в мышечной ткани.

И наоборот – физические упражнения способствуют нормализации обменных процессов в нервных волокнах: [4-5]. Что и улучшает воспроизводимость миелиновых оболочек и приращение миелина в общем пуле улучшения анаболических процессов!

С учетом эмоциональной ригидности или лабильности больных РС, а также общего негативного психического фона, представляется актуальной стимуляция повышенного уровня нейромедиаторов создающих позитивный, жизнерадостный фон [6-29]! Данный уровень эйфории также может быть достигнут специально подобранными физическими упражнениями в стиле «боди-фитнесс»! “Множество исследователей продвигали идею, что эндорфины могут служить источником ощущения эйфории после интенсивных тренировок, подавляя боль” – объясняет Дж. Кип Мэттьюз, кандидат наук, спортивный психолог. Да, уровень эндорфинов в плазме крови действительно повышается в ответ на стрессоры и боль, как показали результаты исследований. Например, по данным исследования, проведенного в 2003 году, усиление послеоперационной боли у пациентов сопровождается повышением уровня эндорфинов в крови. Также результаты исследований показывают, что тренировки создают похожий эффект, но данные также говорят о том, что уровень эндорфинов может начать повышаться уже через час после начала тренировки. “Вот как это происходит: физическая активность помогает организму отработать реакцию на стресс, оптимизируя коммуникацию между всеми системами, вовлеченными в этот процесс”, рассказал Мэттьюз. “Чем ниже наша активность, тем более тяжелым испытанием становится стресс”.


Рис. 1 – с ресурса: https://sandow.ru/threads/svjaz-mozg-myshcy-kachaemsja-pravilno.18174/

Итак, из всего вышеизложенного необходимый акцент следует сделать на следующем:

  • Связь «мозг-мышцы» действительно существует, это подтверждено наукой.
  • Вы можете развить эту связь, преднамеренно замедляя эксцентрическую фазу повторов и сжимая мышцы в конечной точке движения.
  • Сознательные усилия по активации целевых мышц перед и между подходами (сокращение прорабатываемых мышц и позирование), на фоне мысленной визуализации этого процесса, а также визуализация желаемого развития во время выполнения подхода также помогают развить эту связь.
  • Как и в случае с абсолютно всеми вещами в жизни, ментальный аспект тренинга является не менее (а то и более) важным, чем физический.


Рис. 2 – с ресурса: https://ok.ru/oszemli/topic/64937332493159


Рис. 3 – с ресурса: https://street-sport.com/chto-takoe-neyromyishechnaya-mentalnaya-svyaz.html

Цит. по [30]: «Семь наиболее важных аспектов влияния аэробных и силовых упражнений на функции мозга — синтез стволовых и нервных клеток, улучшение функций памяти и другие».

1: Улучшение работы нервной системы

Доктор Джон Рэтей (John J. Ratey, MD), Harvard Medical School: «Физические упражнения оказывают влияние прежде всего на мозг и лишь затем на тело. Они управляют настроением, уровнем энергичности и внимательности, общим ощущением хорошего самочувствия»(1).

Активные силовые и продолжительные аэробные нагрузки ведут к тому, что организм начинает усиленно синтезировать серотонин и дофамин — вещества, ответственные за ощущение спокойствия, счастья и даже эйфории. Эффективность работы мозга в итоге повышается.

2: Продление молодости

Уже существуют первые научные исследования, связывающие регулярную физическую активность с возможность организма синтезировать новые стволовые клетки для обновления и  омоложения не только тканей мозга, но и всего организма в целом.

Кроме этого, большинство нейропсихологов склонны считать, что подобные процессы регенерации наблюдаются и в случае с нервными клетками, что напрямую опровергает устоявшийся миф о том, что эти самые нервные клетки не восстанавливаются(1).

3: Улучшение функций памяти

Повышенная при тренировках частота сердцебиения направляет больше крови не только в работающие мышцы, но и в мозг. Исследования показывают, что когнитивные возможности человека увеличиваются примерно на 10-15% сразу после физического тренинга.

Минимальный уровень физических нагрузок, стимулирующих не только мышцы но и работу мозга, — 30 минут три раза в неделю.

4: Повышение способностей к обучению

Исследователи из Salk Institute for Biological Studies показали, что регулярные аэробные тренировки ведут к увеличению размеров гипоталамуса и коры головного мозга, ответственных за вербальную память и способность к обучению и усвоению новой информации(4).

Интересно, но силовые тренировки подобного воздействия на мозг не оказывают — важнейшими параметрами являются повышенная частота сердцебиения и увеличивающееся кровообращение, а выполнение силовых упражнения влияют на них существенно меньше.

5: Повышение уровня концентрации

Специалисты University of Iowa выяснили, что силовой тренинг повышает способность мозга концентрироваться на определенной задаче. Одной из причин является то, что в процессе тренинга необходимо контролировать как технику упражнения, так и считать повторы.

Однако чем меньше внимания человек уделяет контролю за тем, что он делает в спортзале, тем хуже это сказывается на финальном результате. Те, кто чатятся с друзьями в WhatsApp во время выполнения упражнений, добиваются в итоге лишь доли от общей эффективности.

6: Противостояние депрессиям

Исследования, опубликованные в Journal of Sports Medicine and Physical Fitnessговорят о том, что после аэробных тренировок продолжительностью в один час более половины исследуемых ощутили улучшение настроения, понижение чувства усталости и напряженности(1).

Поскольку депрессия оказывает влияние прежде всего на мозговую активность и на общую эффективность работы организма, прямой контроль над этой эффективностью во время физических нагрузок помогает человеку вернуть чувство контроля и над собственной жизнью.

7: Сопротивляемость стрессам

Одна из основных причин стресса — страх того, что список текущих проблем настолько велик, что решить все эти задачи не получится. Поскольку физические тренировки учат не только ставить перед собой цели, но и добиваться их, это помогает в борьбе со стрессом.

Исследования University of Colorado at Boulder показали, что люди, регулярно занимающиеся спортом (даже те, кто делал это против своего желания) показывают более высокий уровень сопротивляемости стрессу и различным расстройствам, связанным с уровнем беспокойности.

Регулярные физические нагрузки улучшают работу мозга и обновляют его ткани, помогая при этом бороться с депрессиями. Аэробные тренировки улучшают память и ведут к повышению уровня обучаемости, а силовой тренинг учит концентрации на определенной цели.

Источники данных:

  1. Train Your Brain With Exercise, source
  2. Regular exercise changes the brain to improve memory, source
  3. Five Ways Exercise Impacts Your Brain, source
  4. Physical Exercise Beefs Up the Brain, source»


Рис. 4 – с ресурса: https://osporte.info/health

На ресурсе [31] говорится о том, что: «Тренировка – это мышцы. А при чём тут миелиновые оболочки?

– Развиваются любые ткани. В том числе и миелиновые оболочки нервов, которые уничтожают аутоиммунный процесс. Чем больше нагрузка для мышц, тем сильнее управляющий ими сигнал, значит, толще должна быть «изоляция». Мышцы просто не могут развиваться без развития нервной системы – если накачиваются мышцы, это означает, что автоматически утолщается и «изоляция» управляющих ими «проводов»! Поэтому у всех спортсменов идёт не только рост мышечной массы, но и утолщение миелиновой оболочки – процесс, обратный рассеянному склерозу».

«А в новом исследованиипрофессор Улрик Далгас (Ulrik Dalgas) попытался узнать, оказывают ли упражнения положительное влияние на мозг пациентов с РС — в частности, могут ли они защитить от атрофии мозга. Атрофия мозга определяется как уменьшение размера ткани головного мозга и потеря нейронов, что является характеристикой прогрессивного РС.

Материалы и методы исследования:

В исследовании участвовало 35 пациентов, у которых был диагностирован РС, все они получали медикаментозную терапию. В общей сложности 18 пациентов проводили тренировки два раза в неделю в течение 6 месяцев, в то время как остальные 17 пациентов жили прежней жизнью. До и после 6-месячного периода объем мозга и толщина коры головного мозга у каждого пациента были измерены с помощью МРТ.

Результаты научной работы:

Исследователи обнаружили, что у пациентов, которые принимали участие в тренировке, наблюдалось замедление атрофии головного мозга, по сравнению с теми, кто не принимал участие в тренировке.

«У больных с рассеянным склерозом мозг атрофируется значительно быстрее, чем обычно. Препараты могут противостоять этому развитию, но мы увидели, что тренировки минимизируют атрофию головного мозга у пациентов», — объясняет профессор Далгас. «Кроме того, мы увидели, что несколько областей мозга увеличились в ответ на тренировки».

В настоящее время исследователи не в состоянии объяснить, почему физическая активность уменьшает атрофию головного мозга у пациентов с РС, но они планируют решить этот вопрос в будущем. Профессор Далгас говорит, что не стоит заменять лекарственные средства упражнениями. «С другой стороны, систематические тренировки могут быть важным дополнением во время лечения», — добавляет он. «Этот аспект необходимо тщательно изучить» [32-34].

Считается, что физическая нагрузка может снять некоторые заметные симптомы болезни, в частности уменьшить сильную усталость и смягчить двигательные нарушения. Новые данные показывают, что это не все. Силовые тренировки способны поддержать нервную систему и тем самым даже притормозить развитие болезни. К таким результатам пришли европейские ученые, обнародовавшие результаты своей работы в Multiple Sclerosis Journal [32]. Исследование показало, что силовой тренинг хорошо влияет на мозг и это влияние выходит за пределы того, чего можно достичь с помощью лекарств. «Последние полгода мы проверяли теорию о том, что физическая активность влияет не только на внешние проявления заболевания. И результаты исследования указывают на то, что тренировки способны защитить нервную систему», — говорит Ульрик Далгас. «Давно известно, что упражнения не вредят людям с рассеянным склерозом, в положительную сторону влияя на их способность передвигаться, чувство усталости и состояние мышц, которые в противном случае часто ухудшаются. Но то, что физическая нагрузка способна защитить мозг таких пациентов, раньше было неизвестно», — говорит он.

Кроме этого сотрудники Юго-Западной школы медицины Техасского университета (University of Texas Southwestern Medical Center) совместно с коллегами из других организаций, выяснили что: «…определенный содержащийся в мышцах белок может нивелировать эффект недосыпа у мышей, а это означает, что гипотеза о том, что все аспекты сна контролирует только мозг – неверна. Профессор Джозеф Такахаси (Joseph S. Takahashi), генетик и нейробиолог, заявил, что открытие стало абсолютной неожиданностью, и с поступлением новых данных потребуется переосмыслить все, что люди знают о механике сна.

Специалисты наблюдали за тем, как работает белок, ответственные за циркадные ритмы — BMAL1, как он регулирует продолжительность и качество сна. Оказалось, что наличие или отсутствие этого белка в мозге не влияет на восстановительные процессы у мышей, а вот если его не хватало в мышцах – у животных наблюдались нарушения сна, в том числе пониженная способность к восстановлению, более глубокий сон и повышенная нужда в сне. Если же белка BMAL1 в мышцах было достаточно – мыши быстрее восстанавливались после недосыпа. Эксперименты показали, что мышечные белки могут влиять на сон, посылая сигналы в мозг… . Если у людей механизм работы белков не отличается от мышиного, а это, с большой вероятностью, так и есть, то открытие американских ученых может помочь в разработке новых методов лечения нарушений сна» [35].

Из вышеизложенного – вполне просматриваются и возможные перспективы улучшения сна у больных РС при дозированных физических нагрузках в стиле «боди-фитнесс».

Некоторые корректные рекомендации по технике проведения занятий по физкультурно-оздоровительным мероприятиям с больными РС можно посмотреть на [36].


Библиографический список
  1. https://oskleroze.ru/rasseyannyy-skleroz/lechebnaya-fizkultura-pri-   rs#sub1
  2. https://studfiles.net/preview/1472788/
  3. https://www.amedgrup.ru/volokna2.html.
  4. https://www.medcentre.com.ua/articles/Fizicheskie-uprajneniya-  mogut-pomoch-24799
  5. rscleros.ru
  6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36.
  7. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // R.F. Baumeister (ed.). The self in social psychology. Philadelphia, PA: Psychology Press, 1999. P. 285–298.
  8. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J.D.A. Parker (eds.). Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363–388.
  9. Baumeister R.F., Smart L., Boden J.M. Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high selfesteem // Psychological Review. 1996. 103. P. 5–33.
  10. Bechara A., Tranel D., Damasio A.R. Poor judgment in spite of high intellect: Neurological evidence for emotional intelligence // R. Bar-On, J.D.A. Parker (eds.). Handbook of emotional intelligence. SanFrancisco: Jossey-Bass, 2000. P. 192–214.
  11. Ciarrochi J.V., Chan A.Y.C., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct // Personality and Individual Differences. 2000. 28. P. 539–561.
  12. Ciarrochi J.V., Dean F.P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health // Personality and Individual Differences. 2002. 32. P. 197–209.
  13. Clore G.L., Ortony A. Cognition in emotion: Sometimes, always, or never? // R. D. Lane, L. Nadel (eds.). Cognitive neuroscience of emotion. New York: Oxford University Press, 2000.
  14. Cronbach L.J. The essentials of psychological testing (3rd ed.). New York: Harper & Row, 1970. Davis M.H., Kraus L.A. Personality and empathic accuracy // W. Ickes, W. John et al. (eds.). Empathic accuracy. New York: Guilford Press, 1997. P. 144–168.
  15. Derksen J., Kramer I., Katzko M. Does a self-report measure for emotional intelligence assess something different than general intelligence? // Personality and Individual Differences. 2002. 32. P. 37–48.
  16. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1998. Goleman D. An EI-based theory of performance // C. Cherniss, D. Goleman (eds.). The emotionally intelligent workplace. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. P. 27–43.
  17. Greenberg M.T., Weissberg R.P., O’brien M.U., Zins J.E., Fredericks L., Resnik H., Elias M.J. Enhancing schoolbased prevention and youth development through coordinated social, emotional, and academic learning // American Psychologist. 2003. 58. P. 466–474.
  18. Lyusin D.V. Emotional intelligence as a mixed construct: Its relations with personality and cognitive styles // Paper presented at the conference ‘Social Issues in Intelligence and Giftedness’. Zvenigorod, Russia. 2004, June.
  19. MacCann C., Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Psychological assessment of emotional intelligence: A review of self-report and performance-based testing // International Journal of Organizational Assessment. 2003. 11. P. 247–274.
  20. Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Measuring emotional intelligence: Promises, pitfalls, solutions? // A.D. Ong, M. Van Dulmen (eds.). Handbook of methods in positive psychology. Oxford: Oxford University Press (in press).
  21. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets    traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. 27. P. 267–298.
  22. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // P. Salovey, D. Sluyter (eds.). Emotional development and EI: Educational implications. New York: Basic Books, 1997. P. 3–34.
  23. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.
  24. Sala F. Emotional Competence Inventory: Technical manual. Hay Group, McClelland Center for Research and Innovation. Retrieved March, 31, 2003, from http://www.eiconsortium.org/research/ ECI_Tech_Manual.pdf.
  25. Slaski M., Cartwright S. Health, performance and emotional intelligence: An exploratory study of retail managers // Stress and Health. 2002. 18. P. 63–68.
  26. Press (in press). Zeidner M., Matthews G. Personality and intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 581–610.
  27.  Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D. Slow down, you move too fast: Emotional Intelligence remains an ‘elusive’ intelligence // Emotion. 2001. 1. P. 265–275. Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D. Emotional intelligence in the workplace: A critical review // Applied Psychology: AnInternational Review. 2004. 5. P. 371–399.
  28. Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D., McCann C. Development of emotional intelligence: Towards a multi-level investment model // Human Development. 2003. 46. P. 69–96. Zeidner M., Roberts R.D., Matthews G. Can emotional intelligence be schooled? A critical review // Educational Psychologist. 2002. 37. P. 215–231.
  29. Zeidner M., Roberts R.D., Matthews G. The emotional intelligence primer. Cambridge, MA: MIT Press (in preparation).
  30. https://fitseven.ru/fit-lifestyle/motivatsia/vliyanie-fitnessa-na-mozg
  31. https://story.ru/istorii-znamenitostej/kto-pridumal/vylechit-rasseyanyy-skleroz/
  32. Tue Kjølhede, Susanne Siemonsen, Damian Wenzel, Jan-Patrick Stellmann, Steffen Ringgaard, Bodil Ginnerup Pedersen, Egon Stenager, Thor Petersen, Kristian Vissing, Christoph Heesen, Ulrik Dalgas /Can resistance training impact MRI outcomes in relapsing-remitting multiple sclerosis? // Multiple Sclerosis (13524585), — 2017
  33. https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1352458517722645
  34. https://neurosciencenews.com/ms-resistance-training-7220/
  35. https://med.vesti.ru/novosti/issledovaniya-i-otkrytiya/otklyuchit-uvedomleniya-kak-odin-den-izmenil-zhizn-30-lyudej-na-dva-goda/
  36. http://www.allaboutsambo.ru/kak-pravilno-trenirovatsja-s-rassejanym-sklerozom/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ардатова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация