Проблема воспитания является важной проблемой в любое время. Ведь именно воспитание – фундамент в жизни каждого человека. От того, как будет воспитан человек, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели. Ни для кого не секрет, что воспитание закладывается в семье. Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. Все семьи разные и воспитывают родители своих детей по-разному: кто-то прививает с детства любовь и доверие, кто-то – хитрость и расчетливость, а кто-то – миролюбие и доброту…
Эффективность воздействия определяется тем, как относится воспитываемый ребенок к “воспитателю”. Психологами было установлено, что умеренная точка зрения по обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя на фоне резко противоположной ей позиции, и наоборот. Людям свойственно преувеличивать или преуменьшать свои расхождения во мнениях в зависимости от отношений, существующих между ними и теми людьми, которые придерживаются соответствующего мнения. Если симпатизируем человеку, то расхождения преуменьшаем, если не симпатизируем – соответственно преувеличиваем.
О проблеме воспитания говорят и пишут в своих произведениях русские писатели.
Вспоминается комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин показывает имение дворян Простаковых. Атмосфера здесь очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Всю жизнь Митрофанушка видит, как его мать оскорбляет и унижает окружающих. А ведь дети – зеркало родителей. И сын перенимает от своей матери грубость, жадность, жестокость. В конце концов он показывает равнодушие к чувствам матери и доводит ее до обморока. Комедия «Недоросль» интересна и полезна современному читателю, она показывает последствия недостойного воспитания.Также проблему воспитания поднимает Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».
Ярким примером служит семья Ростовых. С самого детства мать и отец воспитывали в своих детях добродушие, порядочность, патриотизм. Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, Петя добровольцем уходит на фронт. Вспоминается эпизод, когда семья Ростовых покидает Москву. Наташа видит во дворе своего дома раненых солдат, которых не на чем вывезти. Девушка убеждает своих родителей отдать подводы для раненых. В этом поступке проявляется воспитанность Наташи, уважение к окружающим. Жизненные ценности, которые вынесли дети Ростовых, достойны уважения. Это великодушие, патриотизм, благородство, взаимопонимание и поддержка друг друга.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная проблема актуальна в любую эпоху. В современном мире дети вырастают равнодушные, и надо воспитывать в них уважение к людям, нравственные качества. А это задача родителей, они, как Ростовы, должны помочь детям найти свою дорогу в жизни, воспитать в них доброту, милосердие, честность. Не даром говорят: «Родительский дом – начало начал». И очень важно, что семья дала правильное «начало» своим детям.
Библиографический список
- Милюгина, Е. Г. Воспитание толерантности старших дошкольников в художественно-эстетической деятельности / Е. Г. Милюгина, М. Г. Корнакова // Нижегородское образование. – 2018. – N 4. – С. 68-74
- Пантелеева, Н. Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста / Н. Пантелеева // Дошкольное воспитание. – 2019. – N 2. – С. 10-17 .
- Писарев, Д. И. Влияние искусства на воспитание / Д. И. Писарев // Восхождение к гармонии : [сборник] / [сост. и авт. предисл. Р.М. Капралова]. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – С. 130-133 . – (Библиотека молодой семьи ; Т. 20)