В нашем понимании цифровая экономика это есть бизнес, в рамках которого ключевым фактором для производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов информации и использование результатов анализа для значительного повышения эффективности производственных и экономических процессов [1]. В отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликованном в 2016 году, сделан вывод о том, что цифровая экономика является безусловным императивом для эффективного развития любой сферы человеческой деятельности и потребует наряду с внедрением освоение информационных технологий, а также ревизия всего комплекса производства и, в более широком смысле, социальных отношений [2, 3]. Эта тема важна с учетом «Стратегии развития информационного общество в Российской Федерации на период 2017-2030 гг.»
Исследование консалтинговой компании McKinsey «Цифровая Россия – новая реальность», опубликованное в июле 2017 года, показало, что экономический эффект от цифровизации экономики в России может увеличить ВВП на 4,1–8,9 трлн. рублей к 2025 году, что составит 19-34% от общего ожидаемого роста ВВП [4]. В строительстве цифровая среда формируется на основе технологической платформы, основанной на технологии информационного моделирования объектов строительства (технологии BIM). Группа российских исследователей в работе «Цифровая экономика – различные пути эффективного использования технологий» показала, что очень важной характеристикой цифровой среды в строительстве является комплексный характер и открытость информации об объекте для всех заинтересованных сторон. Эта информация содержится в информационной модели здания (или объекта), созданной на этапе проектирования и используемой при строительстве и эксплуатации объекта. Информационная модель интегрируется с существующими и перспективными информационными системами, поддерживающими строительство, и в будущем следует ожидать интеграции технологий информационного моделирования зданий с технологиями распределенного регистра, включая контекст использования «умных» контрактов [5]. В целом, по оценке российских и зарубежных исследователей, очевидно, что в развитых странах существует институциональная и технологическая готовность строительной отрасли к интеграции в цифровую экономику.
После комплексного анализа публикаций можно сделать вывод, что создание всеобъемлющей цифровой среды в строительной отрасли существенно повлияет на инвестиционно-строительные процессы и характер договорных отношений между их участниками.
В мировой практике сложилось несколько организационно-методических подходов для реализации инвестиционно-строительного процесса и регулирования договорных отношений между его участниками. В соответствии с классификацией Дж. Мастермана [6], существует две модели для реализации инвестиционно-строительных проектов. Каждая из них включает в себя несколько схем взаимодействия между их участниками.
1. Модель распределенных закупок, подразумевающая распределение ответственности за разные виды проектных работ между разными работниками, с каждым из которых подписан отдельный договор. В ее рамках проектировщик разрабатывает проект, субподрядчик осуществляет строительство, инженер осуществляет авторский надзор и т.д. Данная схема взаимодействия называется разными именами в разных источниках: «традиционная», «распределенная», схема «проектирование-тендер-строительство». Но неизменно в каждой из них имеет место расчленение проектных и строительных функций.
В рамках описанной модели также используется схема «договор подряда», когда генеральный подрядчик осуществляет полное руководство проектом и передает 100% строительных работ субподрядчикам.
2. Модель комплексных закупок, основанная на так называемом «комплексном контракте», подразумевающем интеграцию работ, выполненных на разных этапах проекта, в руках одного подрядчика, включает в себя следующие схемы контрактов:
- проектно-строительный договор (интеграция между проектированием и строительством);
- договор «под ключ» (подрядчик берет на себя ответственность за весь комплекс работ по проектированию и строительству объекта и вводу его в эксплуатацию на полную мощность);
- контракт «Инженерно-материально-техническое обеспечение-строительство-управление» (EPCM) (используется для строительства высокотехнологичных промышленных объектов и подразумевает не только ввод в эксплуатацию нового объекта, но и передачу новой инновационной технологии);
- концессионная схема на основе комплексных договоров на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов в рамках государственно-частного партнерства.
Основной тенденцией развития инвестиционно-строительного процесса, независимо от выбранной модели и схемы, является тенденция к более глубокому сотрудничеству между участниками инвестиционно-строительных проектов и лучшая прозрачность, управляемость и следовательно, стабильность. Внедрение информационных технологий в строительную отрасль и использование их в качестве основы для цифровой среды имеет целью создать предпосылки для такого сотрудничества, что, в свою очередь, потребует преобразования всей системы взаимодействия между участниками, которая уже началась и анализ которой по двум описанным моделям реализации инвестиционно-строительных проектов позволил выделить основные тенденции этого процесса, к числу которых относится:
- повышение прозрачности и управляемости интегрированных закупок, что приведет к их более широкому использованию в строительстве;
- расширение использования схемы проектно-строительного контракта в рамках системы государственных закупок;
- расширенное использование механизма государственно-частного партнерства.
Библиографический список
- Указ Президента РФ от 9 мая2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы»
- OECD Digital Economy Papers, No. 256 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/5ilwqvhg3l31-en (дата обращения 20.03.2019).
- OECD Digital Economy Papers, No. 260 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/5ilwnklt820x-en (дата обращения 20.03.2019).
- DigitalRussia- a New Reality [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle %20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения 23.03.2019).
- Алексеенко Н. Блокчейн без посредников: каким будет девелопмент в цифровой экономике [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://realty.rbc.ru/news/59788fab9a7947d94ee1ddcb (дата обращения 25.03.2019).
- J. W. E. Masterman, An Introduction To Building Procurement Systems. E & FN Spon,London, 1992