Государственное предпринимательство в условиях социалистической экономики имело ряд положительных характеристик и системных проблем. В числе положительных сторон государственного предпринимательства, как правило, отмечались: возможность концентрации значительных государственных средств на приоритетах социально-экономического развития; сбалансированность долговременных программ и оперативных задач развития отраслей; значительное внимание научно-техническому прогрессу и передовому опыту.
Однако нарастающие проблемы в экономике перевешивали ее положительные стороны. К наиболее существенным недостаткам государственного предпринимательства относились:
запрет и подавление на законодательном уровне частно-предпринимательской деятельности;
низкая мотивация работников предприятий на освоение и производство новой и высоко качественной продукции, повышение эффективности труда;
зависимость предприятий от вышестоящих организаций и т.д.
- Во второй половине 80-х гг. руководство страны осуществило комплекс радикальных мер по повышению самостоятельности хозяйствования предприятий и повышении предпринимательской инициативы трудящихся. Был принят ряд законов и других правовых актов, способствующих созданию и развитию кооперативов – малых форм хозяйствования, создаваемых на основе негосударственной собственности и самостоятельном характере деятельности [1 ].
- Кооперативы создавались в тех отраслях и сферах экономики, развитие которых способствовало росту благосостояния населения: сельском хозяйстве, бытового обслуживания, производство продуктов питания, создание товаров широкого потребления [2; 3; 4 ]. За время активной фазы создания и развития кооперативов (1998-2001 гг.) в республике было создано около 1000 малых структур с численностью занятых более 10 тыс. человек. Квазиреинжиниринг на основе кооперации имел две составляющие. Во-первых, произошли радикальные изменения в структуре и характере функционирования всех кооперативов, вызвавших развитие негосударственного сектора экономики республики. В кооперативах заметно изменилось содержание множества процессов: управления, производственных, финансовых, распределения прибыли и т.д.
Во-вторых, создание кооперативов и их взаимодействие с государственными предприятиями способствовало осуществлению изменений и внутри последних, например, в связи с необходимостью синхронизации их управленческих и производственно-хозяйственных процессов.
Рассмотрим особенности реинжиниринга в условиях переходного периода к рыночной экономике и укрепления рыночных отношений (1992-2000 гг.). За период формирования рыночных отношений в экономике республики прошли процессы радикальных структурных преобразований: собственности; отраслей; организационно-правовых форм; результата деятельности; капиталовложений и инвестиций; оборотных активов; систем управления, процессов. Подобные процессы носили масштабный характер, охватывая и изменяя базовые принципы предыдущей системы хозяйствования в сочетании с изменениями на уровне отдельных предприятий. Данный этап реформ можно также представить как этап постепенного трансформирования квазиреинжиниринга в полноценный реинжиниринг, обусловленный постепенным становлением и укреплением рыночных отношений. Предпринимательство было полностью легализовано и стало основой экономической деятельности в республике, что получило отражение в соответствующих законодательных актах
В государственных предприятиях реинжиниринг проявлялся в следующем:
- приватизация, изменение формы собственности, организационно-правовой формы, и подчиненности привели к перераспределению прежних процессов и потоков (информационных, управленческих, финансовых, материальных, сбытовых и т.д.), а также к образованию новых, ранее отсутствовавших;
- изменение цели и функций деятельности предприятий с удовлетворения потребностей государства на достижение максимальной прибыли и установление тесного взаимодействия с конкретными потребителями продукции, также вызвало существенные изменения в процессах, фактически превратив их в бизнес-процессы, связанные с определенными сегментами рынка.
Рост числа хозяйствующих субъектов всех форм собственности и организационно-правовых форм (в1991 г. – около 1,5 тыс.,1998 г. – 12,6 тыс.) привел к ранее отсутствующему явлению в экономике – высокой конкуренции. Это потребовало внесению существенных изменений в производственные процессы предприятий с целью снижения себестоимости, повышения качества продукции и т.д.
Переход к рынку с одной стороны способствовал превращению квазиреинжиниринга в «настоящий» реинжиниринг, а, с другой стороны, значительно сузил его возможности. Это было вызвано тем, что рыночные реформы вызвали распад ранее существовавшей научно-инновационной системы: государство прекратило финансовую поддержку НИОКР, внутризаводские научные организации были ликвидированы, а НИИ – перепрофилировали свою деятельность. Вместе с тем, при переходе экономики республики к рыночным отношениям стали активно формироваться институциональные основы новой инновационной сферы в промышленности. Выяснилось, что развитие инноваций в рыночных условиях существенно отличается от прежней системы использования результатов научно-технического прогресса на предприятиях промышленности:
- если в дореформенный период результаты НТП преимущественно внедрялись путем административного воздействия на предприятия, то в рыночных условиях инновации стали мотивирующим фактором выживания предприятий в условиях конкуренции;
- выявилась особая роль рыночного механизма хозяйствования промышленных предприятий, как возможности полного использования и развития человеческого потенциала, новых возможностей социализации личности, что потребовало совершенно иных, чем ранее, систем мотивации и стимулов участия работников в деятельности предприятия.
Необходимым условием решения задач развития предпринимательства на основе реинжиниринга является наличие соответствующей законодательной базы. В Российской Федерации разработан и действует ряд нормативно-правовых актов, определяющих правовые, экономические и организационные основы предпринимательской деятельности, регулирующие отношения между органами государственной власти и субъектами предпринимательства .
Реинжиниринг представляет собой переосмысление и радикальную перестройку бизнес-процессов с целью улучшения таких важных показателей, как стоимость, качество, скорость функционирования, финансы и маркетинг для достижения скачкообразного улучшения деятельности фирмы.
Бизнес-планирование предполагает первоначальное проектирование бизнеса или, другими словами, первоначальное проектирование развития деловой единицы. В последующем предприятие также нуждается в непрерывном проектировании. Общее управление деловыми действиями (бизнес-процессами) называют инжинирингом бизнеса, подразумевая постоянное улучшение процессов.
Реинжиниринг нацелен на то, чтобы не только каждое звено бизнеса действовало продуктивно, но и на то, чтобы вся система их взаимодействия была нацелена на получение максимального эффекта мультипликации, т.е. того эффекта, который невозможно получить каждому в отдельности, но реально достичь за счет совместных усилий, организованных оптимальным образом.
При реинжиниринге бизнеса принципиальное значение приобретает согласованность, взаимообусловленность и взаимодополняемость действий. Еще одна особенность реинжиниринга – в его системе каждый работник нацеливается не столько на хорошее и своевременное выполнение возложенной на него работы, сколько на то, чтобы обеспечить максимально высокий конечный результат всего бизнеса, т.е. всегда следует «подставить плечо» сотруднику, который в такой помощи нуждается. Конечно, при этом интенсивность труда обычно возрастает. Но это труд, приносящий прибыль, а повышение финансовых результатов бизнеса позволяет существенно расширить материальное стимулирование. Результаты более напряженного и продуктивного труда приносят не только высокий заработок, но и общественное признание, высокий имидж работника и большее моральное удовлетворение, поскольку раскованность в работе усиливает ее творческий характер, предоставляется возможность для каждого раскрыть весь свой потенциал во имя успеха общего дела.[5]
Сегодня многие компании осознают, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является не ориентация на прибыль и успех, а построение эффективной конкурентоспособной стратегии и успешного внедрения управления бизнес-процессами
Реинжиниринг — это перепроектирование бизнес-процессов для резкого улучшения деятельности компании. Реинжиниринг означает отказ от выбранного пути развития. Он заставляет выбирать иную дорогу. В реинжиниринге важным является то, как мы хотим организовать работу именно сегодня с учетом спроса на сегодняшнем рынке и возможностей сегодняшних технологий. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно выделить три основных задачи реинжиниринга:
- Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с нуля.
- Пренебрежение к действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности.
- Значительные изменения показателей деятельности.
В каких случаях необходим реинжиниринг? Во-первых, в условиях, когда компания находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может выражаться в явном, неконкурентном уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы. Во-вторых, реинжиниринг необходим, когда у компании есть предпосылки нежелательной конкуренции, уменьшении доходности и уровня спроса. В третьих, он незаменим для таких компаний, перед которыми стоит задача быстрого отрыва от ближайших конкурентов и создание [6] уникальных конкурентных преимуществ.
Библиографический список
- Закон «О государственном предприятии» (1987 г.)
- Постановление Совета Министров от 10 сентября1987 г. № 1042 «О создании кооперативов по выработке кондитерских и хлебобулочных изделий».
- Постановление Совета Министров от 14 августа1986 г. № 988 «Об организации заготовки и переработки вторичного сырья на кооперативной основе».
- Постановление Совета Министров от 3 апреля1987 г. № 401 «Вопросы кооперативов по заготовке и переработке вторичного сырья».
- http://www.elitarium.ru/2005/04/14/reinzhiniring_biznesprocessov.html
- Буряк Т.В., Золотухина Е.Б. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13811 (дата обращения: 25.02.2019).