Основная проблема заключается в том, что обостряется противоречие между устаревшими стереотипами управленческой деятельности и требованиями современного этапа развития общества. Каждый работник органов управления должен постоянно обновлять и углублять свои профессиональные знания на основе непрерывного образования. В этой связи важной задачей является обеспечение единства профессионального и личностного развития будущего специалиста, что требует реализации концепции программно-целевого, личностно-ориентированного обучения, разработки системы обучения, направленной на подготовку специалиста к решению профессиональных задач с опорой на достижения современной науки, с использованием новых методов и технологий работы с кадрами [1].
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:
1) профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
2) профессиональная переподготовка государственных служащих;
3) повышение квалификации государственных служащих;
4) стажировка государственных служащих [5].
Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, по разработке и реализации учебных планов и программ.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих представляет собой специально организуемую систему обучения государственных служащих, направленная на получение специальности по профилю профессиональной деятельности в сфере государственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков [2].
Под профессиональной подготовкой кадров государственной службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы.
Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти. Наряду с фундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные служащие твердо знали свои задачи, функции, права и обязанности по замещаемой должности, способы и средства ее исполнения.
Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные, решение конкретных служебных, задач в соответствии с замещаем должностью. Например, умение государственного служащего вникнуть в суть управленческой ситуации, проанализировать ее и пре дожить законное и целесообразнее решение.
Под навыками на государственной службе понимаются, умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени. Навыки приобретаются в процессе практической служебной деятельности в условиях типичных управленческих ситуаций. Они позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты.
Итак, профессиональные знания, умения и навыки – показатели профессионализма государственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях.
Таким образом, организация профессионального образования и развития государственных служащих представляет собой важную составную часть прохождения государственной службы, ответственность за которую лежит на первом руководителе государственного органа.
Библиографический список
- Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов / под редакцией Д.М. Овсянко. – М.: Юриств, 1996. – 208с.
- Огнев А. Как организовать обучение руководителей?/ А.Огнев // Управление персоналом. – 2004. – №6 (94) – С.26 – 27.
- Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В.Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416с.
- Пищулин Н.П. Социальное управление. Теория и практика: учебное пособие / Н.П. Пищулин.– М.: Академкнига, 2003. – Т.1.–540с.
- Петров О.А. Чему и где учиться повышать квалификацию / О.А.Петров, Л.В. Калашников //Служба кадров. – 2001. – №8 – С.87 – 93.
- Плечева Н. Идем на «Кадровый прорыв»/ Н.Плечева // Служба кадров. – 2006. – №8 – С. 69–74.
- Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход /А.И. Радченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат,2001. – 720с.
- Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам: учебное пособие /В. И. Шкатулла. – 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма — Инфра,2000. — 560с
- Шубенкова Е.С. Внутрифирменное обучение персонала /Е.С. Шубенкова // Управление персоналом.2004 – № 20 (106) – С. 44 – 46.