Физическая активность играет огромную роль в жизни каждого человека, но не все занимаются регулярно какой-нибудь спортивной дисциплиной. Человек, если изъявит желание, сможет найти спортивное занятие, которое будет доставлять ему удовольствие. В основном студенты вузов отдают предпочтения активным видам спорта таким, как футбол, волейбол и баскетбол.
Некоторые люди считают, что баскетбол – это игра атлетических, ловких, выносливых, быстрых и упорных. В этой спортивной баскетболе игре присутствует командное единоборство, в котором ценится индивидуальный стиль и кооперация в решении тактических задач команды. Постоянная смена характера игровых действий, высокая эмоциональность воспитывает здоровых, физически сильных людей устойчивых к стрессу [2].
Баскетбол как наиболее подвижная игра с высоким уровнем физической нагрузки решает различные задачи в разных областях: развитие координации и ловкости, быстрота реакции, укрепление здоровья студентов, закаливание характера и также воспитание духа команды, соперничества и ответственности.
Посредством игры в баскетбол можно развить целый комплекс двигательных способностей, таких как быстрая передача мяча, обход соперника, попадание мячом в корзину и т.д. Также физические упражнения, основанные на данной игре, способствуют поддержанию и улучшению физической формы студентов, положительно влияют на их здоровье [1].
Баскетбол помогает формировать настойчивость, уверенность в себе и в окружающих, решительность, смелость и чувство коллективизма. Происходит всестороннее и комплексное воздействие на студентов и дает нам право считать баскетбол одним из действенных средств физического и нравственного воспитания.
Цель исследования: Выяснить влияние круговой тренировки на поддержание двигательных способностей студентов, проанализировав различные литературные источники.
Методы исследования. Для реализации цели и задач исследования нами использованы следующие методы: педагогическое тестирование и эксперимент, а также анализ и систематизация различных литературных источников.
Для нашей исследовательской работы мы пригласили несколько студентов в контрольную группу. Студенты – девушки с 1 по 4 курс различных факультетов Елабужского института Казанского федерального университета. Из 5 человек контрольной группы, трое занимаются баскетболом на протяжении девяти лет.
Методика совершенствования двигательных способностей основывалась на методе круговой тренировки, которая включала в себя следующие упражнения:
1. Ускорение (бег на месте в течение 5 секунд, далее ускорение дистанция 10 метров);
2. 5 бросков с трехочковой линии;
3. 10 отжиманий;
4. 15 приседаний с выпрыгиванием;
5. 8 бросков со штрафной линии.
Отдых 2 минуты после полного прохождения одного круга. После пятого круга (последнего) отдых 3 минуты.
Перед тем как вести круговую тренировку в тренировочный процесс студентов, мы сняли несколько контрольных нормативов, а также провели пробу Летунова.
Благодаря тем данным, что мы получили, можно судить о том, что для студентов, которые занимаются 2 раза в неделю, уровень физической подготовки находится на хорошем уровне.
На протяжении нескольких недель студенты выполняли круговую тренировку. Вместе с тем, необходимо отметить что, наблюдая за испытуемыми, мы увидели, что навык двигательного действия стал лучше. А именно броски в кольцо. Испытуемым стало проще выполнять броски и при этом число попаданий увеличилось.
Результаты сдачи контрольных нормативов
Нормативы |
Бег 100 м (сек) |
Челночный бег 3х10 м (сек) |
Прыжок в длину с места (см) |
Проба Летунова |
||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|
Испытуемый 1 |
14 | 14,1 | 8,5 | 8,2 | 249 | 248 | Нормостатическая | Нормостатическая |
Испытуемый 2 |
14,2 | 14,2 | 8,4 | 8,3 | 256 | 255 | Нормостатическая | Нормостатическая |
Испытуемый 3 |
15,2 | 15,1 | 8,5 | 8,3 | 213 | 213 | Нормостатическая | Нормостатическая |
Испытуемый 4 |
14,8 | 14,8 | 8,4 | 8,2 | 205 | 206 | Нормостатическая | Нормостатическая |
Испытуемый 5 |
15,7 | 15,4 | 8,9 | 8,5 | 190 | 195 | Нормостатическая | Нормостатическая |
Сравнивая данные до и после введения круговой тренировки в тренировочный процесс испытуемых, мы можем сказать, что серьезного улучшения их физической подготовки не произошло. Но мы, определенно, можем утверждать, что двигательные способности, связанные с дриблингом мяча и бросками в кольцо заметно улучшились.
Заключение. Таким образом, делая вывод по данной статье, мы можем сказать о том, что введение круговой тренировки в тренировочный процесс испытуемых не прошел бесследно. Баскетбол, как один из сложно координационных видов спорта, отлично подходит на роль поддержания двигательных способностей студентов.
Библиографический список
- Аракчеев Д.А. Развитие двигательных способностей у студентов посредством игры в баскетбол / Аракчеев Д.А., Зуева И.А. // «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»: матер. XV студенческой международной заочной научно-практической конференции (август 2014г) _ С.55-61.
- Шлемова М.В. Самостоятельная тренировка как один из факторов повышения индивидуального мастерства баскетболистов / Шлемова М.В., Чернышева И.В., Татарников М.К. // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – №2. – С. 61-62.
- Галкин А.Р. Баскетбол как средство развития двигательных способностей у студентов Физкультура и спорт: актуальные аспекты науки и практики VII Международная студенческая научная конференция (г. Москва, май 2015 г.). https://scienceforum.ru/2015/article/2015010371/ (дата обращения: 24.10.2019).
- Прус Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы V Международная научная конференция (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5411/ (дата обращения: 29.09.2019)