«Есть перспективное эффективное образование — будет и эффективное государство». В этой короткой фразе из выступления Президента РФ В.В.Путина на седьмом съезде Российского союза ректоров выражена вся суть современной государственной политики в области образования [1]. Данное высказывание обосновывает важность формирования такой модели образования, которая отвечала бы высоким требованиям настоящего времени, необходимым для развития страны как инновационной современной державы, создания «новой России».
Особенности управления образовательной системой изучал бывший замминистра экономического развития С. А. Беляков. Он определил, что образовательная система в РФ представляет собой совокупность:
- взаимодействующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, различных по уровню и направленности;
- сети реализующих их образовательных организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [2].
В системе Российского образования различают общее, профессиональное и дополнительное образование. Они реализуются по уровням образования:
Рисунок 1 – Уровни образования РФ
Важным документом является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Он отражает общие правовые нормы в сфере образования. 1 сентября 2013 года вступила в силу новая редакция данного документа, в котором есть раздел «Управление образовательной организацией». Рассуждая об управлении образовательной организацией, следует применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности. Под системой управления понимается совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления [3].
В настоящее время политика РФ серьёзно занимается разрешением вопроса управления образовательными системами. Официальный документ «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы» был утверждён Правительством РФ и подписан Д. А. Медведевым 29 декабря2014 г. Он определяет цели, задачи, методы, этапы реализации эффективного управления системой Российского образования на всех её уровнях. Данная программа создает условия для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации. В рамках Программы решаются задачи по достижению профессионального стандарта качества содержания и технологий для всех уровней образования. Личностно ориентированная модель образования способствует существенному повышению конкурентоспособности личности, образовательных институтов, экономики и государства в целом.
В рамках Программы планируется внедрение современных образовательных программ, отвечающих высоким стандартам качества; отслеживание трудоустройства выпускников образовательных организаций; формирование иного отношения образовательных учреждений и обучающихся к процессу и качеству образования.
В связи с принятием высоких стандартов также усиливается потребность в таких педагогических кадрах, которые могут решать задачи модернизации на всех уровнях образования. Сегодня требуется кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы образования [4].
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы предполагает проектно-целевой подход к решению проблем образования в РФ, основные задачи которого заключаются в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, поддержке ГЧП и развитии социальной инфраструктуры для области образования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации стратегическая цель государственной политики в области образования определена как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [5].
Таким образом, в настоящее время достаточно активно осуществляется внедрение проектно-целевых методов управления образовательной системой. На их основе управление системой образования успешно реализуется, создаются все условия для исполнения поставленных задач и целей, достижения прогнозируемого результата, что ведет к положительным изменениям в сфере образования. А если есть перспективное эффективное образование – будет инновационное современное государство.
Библиографический список
- Харченко Л. Н. Программно-целевое управление региональными образовательными системами: монография; М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 126 с.
- Беляков C. A. Новые лекции по экономике образования; – М.: МАКС Пресс, 2007. – 424 с. (Серия: ”Управление. Финансы. Образование“).
- Шмырева Н. А. Инновационные процессы в управлении педагогическими системами: учебное пособие; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 108 с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.
- Патрахина Т. Н. К вопросу о применении проектно-целевого подхода в стратегическом управлении системой образования // Молодой ученый. — 2015. — №16. — 291-293 с.