ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУРИЗМЕ

Запорожец Валерия Дмитриевна1, Мараховская Галина Самвеловна2
1Северо-Кавказский федеральный университет, студент
2Северо-Кавказский федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента; социально-экономической географии, геоинформатики и туризма

Аннотация
Данная статья посвящена оценке эффективности функционирования предприятия в туризме. В ней уделено внимание определению экономической эффективности, её критериям и показателям. Показана значимость оценки эффективности на макро-, мезо- и микроуровнях. Также подробно разобраны все частные критерии эффективности. В качестве ключевого доказательства необходимости показателей хозяйственной деятельности и оценки эффективности в туризме в целом используется анализ деятельности конкретного туристического предприятия.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Запорожец В.Д., Мараховская Г.С. Целесообразность оценки эффективности предпринимательства в туризме // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90986 (дата обращения: 11.04.2024).

Оценка эффективности в сфере туризма предполагает анализ деятельности объектов туристской индустрии, количества туристов-посетителей, объемов деятельности коммерческих туристских структур, производящих конкретный туристский продукт (туристское предложение) и др. [1, с.115] Однако, поскольку туризм охватывает достаточно широкий спектр видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с рекреацией, то эффект от него следует рассматривать с точки зрения спроса конкретного типа потребителей, а не с точки зрения предложения.

Эта тема актуальна в данный период времени, так как спрос на туризм и туристические услуги растет. В свою очередь, растет число компаний, специализирующихся на предоставлении туристических услуг, что оказывает эффективное влияние на развитие мировой экономики.

Эффективность в общем понятии означает получение определенного эффекта, то есть действительность результата. Экономическая эффективность – это процесс управления, результат которого выражается в определенной выгоде, достигаемой при конкретных затратах денежных средств, материальных, информационных и трудовых ресурсов. [2, с. 205]

Экономическая эффективность туризма является неотъемлемым элементом общей эффективности социальной работы и выражается определенными критериями и показателями.

Критерий следует понимать как основное требование для оценки правильности решения поставленной задачи. Необходимость в таком критерии возникает потому, что важно четко определить, с каких позиций необходимо подходить к расчету эффективности производственно-сервисного процесса туризма.

Общим критерием эффективности общественного производства является достижение наибольших результатов в интересах общества при наименьших затратах средств и труда.

Проблемы эффективности туризма должны рассматриваться с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление различных критериев и показателей для разных уровней управления и определенной иерархии целей и критериев эффективности соответственно.

Эффективность туристской организации в целом определяется как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность отражает степень достижения поставленных целей, поэтому все туристические организации на рынке стремятся к максимальному эффекту.

Правильная оценка эффективности в туризме позволяет активно влиять на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неконтролируемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений.

Определенной оценкой эффективности туристских систем на мегауровне можно считать оценку конкурентоспособности туристской индустрии стран, проводимую Всемирной организацией туризма и путешествий (WTTC).

На макро- и мезоуровне бюджетная эффективность определяется как независимая оценка функционирования туристской системы и реализуемых отдельных туристских проектов. Бюджетный эффект выражается в поступлениях в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (в том числе внебюджетных фондов) в процессе функционирования туристской системы и реализации отдельных туристских проектов. Экономия средств федерального, регионального и местных бюджетов также учитывается при реализации туристических программ и проектов на мега- и мезоуровне. Доходы бюджета формируются за счет увеличения налоговых поступлений от развития и создания туристской инфраструктуры и работы туристских организаций. Экономия бюджетных средств возникает в результате повышения эффективности государственных инвестиций за счет мультипликативного эффекта и привлечения частных инвесторов, а также за счет экономии за счет увеличения занятости и экономического развития регионов.

На микроуровне туристской системы оценка экономической эффективности проводится для отдельных предприятий туристской отрасли как субъектов хозяйственной деятельности. Для того чтобы туристское предприятие сформировало основные направления своего развития и выработало соответствующую экономическую стратегию, необходимо сформулировать критерии, к которым оно должно стремиться, и соответствующие экономические показатели, характеризующие реализацию этих критериев. В зависимости от выбранных критериев также определяются их характерные показатели. [3, с. 38, 39]

К частным критериям эффективности относят:

- производительность труда: характеризуется количеством товаров и услуг, производимых на одного работника за единицу рабочего времени. В стоимостной оценке рассчитывается как отношение выручки от реализации услуг к средне списочной численности работающих.

- трудоемкость: величина, обратная производительности. Рассчитывается как отношение фонда затраченного рабочего времени (в человеко-часах) к количеству произведенных товаров и услуг.

- фондоотдача:  характеризует эффективность использования основных средств и рассчитывается как отношение выручки от реализации товаров и услуг к среднегодовой балансовой стоимости основных средств. Для предприятий сферы первичных туристических услуг этот показатель не имеет большого значения, поскольку их затраты на основные фонды относительно невелики. Но для транспортных, гостиничных и некоторых других предприятий, работающих в сфере туризма, это важно.

- оборачиваемость оборотных средств и продолжительность одного оборота: оборачиваемость оборотных средств показывает скорость движения оборотных средств в производственном процессе и рассчитывается как отношение себестоимости реализованных услуг к среднему объему оборотных средств, находящихся в распоряжении туристической фирмы в рассматриваемом периоде. Продолжительность одного оборота рассчитывается как отношение числа дней в периоде к числу оборотов.

- рентабельность: характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия за анализируемый период времени. Различают: рентабельность продукции – отношение величины прибыли к её себестоимости в процентах; рентабельность производства – отношение прибыли к сумме стоимости основных фондов и оборотных средств в процентах; рентабельность продаж – определяется как отношение  прибыли к выручки от реализованных товаров и услуг в процентах. [4, c. 101, 102]

Необходимость всех вышеперечисленных показателей можно рассмотреть на примере конкретного предприятия. Дана таблица с показателями эффективности туристического агентства, 1-4 известны, остальные нужно рассчитать и сделать вывод об изменении показателей за 2016-2018 гг.

Таблица 1. Показатели хозяйственной деятельности предприятия

Показатели

2016 2017 2018 2018 в % к 2016
1. Выручка от реализации туристских услуг 2 500 000 2 650 000 3 220 000 128,8%
2.Среднегодовая стоимость основных фондов 1 450 000 1 230 000 1 835 000 126,5%
3. Себестоимость реализованных услуг 1 675 000 1 990 550 2 468 555 147,4%
4. Среднегодовая сумма оборотных средств 565 000 1 456 000 1 876 555 333,1%

(в 3,3 раза)

5. Величина валовой прибыли 825 000 659 450 751 445 91,08%
6. Налог на прибыль (20%) 165 000 131 890 150 289 91,08%
7. Величина чистой прибыли 660 000 527 560 601 156 91,08%
8. Фондоотдача 1,72 2,15 1,75 101,74%
9. Оборачиваемость оборотных средств 2,96 1,37 1,31 44,26%
10.Продолжительность одного оборота 121,62 262,77 274,8 225,95%

(в 2,3 раза)

11. Рентабельность продукции 39,4% 26,5% 24,35% 61,8%
12. Рентабельность производства 32,75% 19,64% 29,18% 89,1%
13. Рентабельность продаж 26,4% 20% 18,67% 70,72%

Исходя из полученных данных в таблице, можно сделать следующие выводы. Несмотря на увеличение выручки от реализации туристских услуг на 28,8%, прибыль предприятия почти на 10% уменьшилась, потому что расходы предприятия увеличились в половину -  это отрицательная тенденция, которая говорит о неправильной работе предприятия. Увеличение среднегодовой суммы оборотных средств в 3,3 раза это подтверждает, ведь у туристического агентства появилось больше активов, которые могли принести больше прибыли при правильном использовании. Незначительное увеличение фондоотдачи на 1,74% в свою очередь подтверждает то, что рассматриваемое предприятие смогло эффективно использовать свои основные фонды, которые выросли на 26,5%, что может быть связано с инвестициями в основные средства, в первую очередь на новое строительство, реконструкцию, приобретение машин и оборудования, расширение производства. Уменьшение оборачиваемости оборотных средств почти на 56% – отрицательный момент, появлению которого способствуют: падение спроса, рост задолженностей, изменение масштабов либо характера производства, внедрение новых технологий. Вышеуказанное также подтверждает увеличенный в 2,3 раза показатель продолжительности одного оборота средств, который говорит о том, что компании необходимо больше финансовых средств для финансирования оборотных активов, а это ведет к увеличению финансовых расходов. Из всего этого не удивительно, что рентабельность продукции снизилась на 38,2%, рентабельность производства на 10,9%, а рентабельность продаж на 29.28%. Можно предположить, что  предприятие расширило масштабы своего производства, но допустило ошибку в общей стратегии, из чего следует снижение его конкурентоспособности и возможности банкротства.

Таким образом, можно сказать о том, что  показатели хозяйственной деятельности и в целом эффективность функционирования для туризма очень важны. В современном мире, когда спрос на туризм и туристические услуги растет, в связи с чем, растет и число компаний, специализирующихся на предоставлении туристических услуг, грамотная оценка эффективности в туризме может позволить владельцу предприятия активно влиять на текущее состояние и тенденции развития своей туристической фирмы, отслеживать и корректировать неконтролируемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития фирмы. Всё это даёт возможность избежать различных ошибок в стратегии развития предприятия и не допустить снижения его конкурентоспособности.


Библиографический список
  1. Темный Ю.В. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 410 с
  2. Боголюбов B.C., Орловская В.П. Экономика туризма. – Москва: Академия, 2005. 192 с.
  3. Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика туризма – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 306 с.
  4. Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2003. – 127 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Запорожец Валерия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация