Оценка эффективности в сфере туризма предполагает анализ деятельности объектов туристской индустрии, количества туристов-посетителей, объемов деятельности коммерческих туристских структур, производящих конкретный туристский продукт (туристское предложение) и др. [1, с.115] Однако, поскольку туризм охватывает достаточно широкий спектр видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с рекреацией, то эффект от него следует рассматривать с точки зрения спроса конкретного типа потребителей, а не с точки зрения предложения.
Эта тема актуальна в данный период времени, так как спрос на туризм и туристические услуги растет. В свою очередь, растет число компаний, специализирующихся на предоставлении туристических услуг, что оказывает эффективное влияние на развитие мировой экономики.
Эффективность в общем понятии означает получение определенного эффекта, то есть действительность результата. Экономическая эффективность – это процесс управления, результат которого выражается в определенной выгоде, достигаемой при конкретных затратах денежных средств, материальных, информационных и трудовых ресурсов. [2, с. 205]
Экономическая эффективность туризма является неотъемлемым элементом общей эффективности социальной работы и выражается определенными критериями и показателями.
Критерий следует понимать как основное требование для оценки правильности решения поставленной задачи. Необходимость в таком критерии возникает потому, что важно четко определить, с каких позиций необходимо подходить к расчету эффективности производственно-сервисного процесса туризма.
Общим критерием эффективности общественного производства является достижение наибольших результатов в интересах общества при наименьших затратах средств и труда.
Проблемы эффективности туризма должны рассматриваться с помощью системного подхода.
Системный подход предполагает установление различных критериев и показателей для разных уровней управления и определенной иерархии целей и критериев эффективности соответственно.
Эффективность туристской организации в целом определяется как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность отражает степень достижения поставленных целей, поэтому все туристические организации на рынке стремятся к максимальному эффекту.
Правильная оценка эффективности в туризме позволяет активно влиять на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неконтролируемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений.
Определенной оценкой эффективности туристских систем на мегауровне можно считать оценку конкурентоспособности туристской индустрии стран, проводимую Всемирной организацией туризма и путешествий (WTTC).
На макро- и мезоуровне бюджетная эффективность определяется как независимая оценка функционирования туристской системы и реализуемых отдельных туристских проектов. Бюджетный эффект выражается в поступлениях в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (в том числе внебюджетных фондов) в процессе функционирования туристской системы и реализации отдельных туристских проектов. Экономия средств федерального, регионального и местных бюджетов также учитывается при реализации туристических программ и проектов на мега- и мезоуровне. Доходы бюджета формируются за счет увеличения налоговых поступлений от развития и создания туристской инфраструктуры и работы туристских организаций. Экономия бюджетных средств возникает в результате повышения эффективности государственных инвестиций за счет мультипликативного эффекта и привлечения частных инвесторов, а также за счет экономии за счет увеличения занятости и экономического развития регионов.
На микроуровне туристской системы оценка экономической эффективности проводится для отдельных предприятий туристской отрасли как субъектов хозяйственной деятельности. Для того чтобы туристское предприятие сформировало основные направления своего развития и выработало соответствующую экономическую стратегию, необходимо сформулировать критерии, к которым оно должно стремиться, и соответствующие экономические показатели, характеризующие реализацию этих критериев. В зависимости от выбранных критериев также определяются их характерные показатели. [3, с. 38, 39]
К частным критериям эффективности относят:
- производительность труда: характеризуется количеством товаров и услуг, производимых на одного работника за единицу рабочего времени. В стоимостной оценке рассчитывается как отношение выручки от реализации услуг к средне списочной численности работающих.
- трудоемкость: величина, обратная производительности. Рассчитывается как отношение фонда затраченного рабочего времени (в человеко-часах) к количеству произведенных товаров и услуг.
- фондоотдача: характеризует эффективность использования основных средств и рассчитывается как отношение выручки от реализации товаров и услуг к среднегодовой балансовой стоимости основных средств. Для предприятий сферы первичных туристических услуг этот показатель не имеет большого значения, поскольку их затраты на основные фонды относительно невелики. Но для транспортных, гостиничных и некоторых других предприятий, работающих в сфере туризма, это важно.
- оборачиваемость оборотных средств и продолжительность одного оборота: оборачиваемость оборотных средств показывает скорость движения оборотных средств в производственном процессе и рассчитывается как отношение себестоимости реализованных услуг к среднему объему оборотных средств, находящихся в распоряжении туристической фирмы в рассматриваемом периоде. Продолжительность одного оборота рассчитывается как отношение числа дней в периоде к числу оборотов.
- рентабельность: характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия за анализируемый период времени. Различают: рентабельность продукции – отношение величины прибыли к её себестоимости в процентах; рентабельность производства – отношение прибыли к сумме стоимости основных фондов и оборотных средств в процентах; рентабельность продаж – определяется как отношение прибыли к выручки от реализованных товаров и услуг в процентах. [4, c. 101, 102]
Необходимость всех вышеперечисленных показателей можно рассмотреть на примере конкретного предприятия. Дана таблица с показателями эффективности туристического агентства, 1-4 известны, остальные нужно рассчитать и сделать вывод об изменении показателей за 2016-2018 гг.
Таблица 1. Показатели хозяйственной деятельности предприятия
Показатели |
2016 | 2017 | 2018 | 2018 в % к 2016 |
1. Выручка от реализации туристских услуг | 2 500 000 | 2 650 000 | 3 220 000 | 128,8% |
2.Среднегодовая стоимость основных фондов | 1 450 000 | 1 230 000 | 1 835 000 | 126,5% |
3. Себестоимость реализованных услуг | 1 675 000 | 1 990 550 | 2 468 555 | 147,4% |
4. Среднегодовая сумма оборотных средств | 565 000 | 1 456 000 | 1 876 555 | 333,1%
(в 3,3 раза) |
5. Величина валовой прибыли | 825 000 | 659 450 | 751 445 | 91,08% |
6. Налог на прибыль (20%) | 165 000 | 131 890 | 150 289 | 91,08% |
7. Величина чистой прибыли | 660 000 | 527 560 | 601 156 | 91,08% |
8. Фондоотдача | 1,72 | 2,15 | 1,75 | 101,74% |
9. Оборачиваемость оборотных средств | 2,96 | 1,37 | 1,31 | 44,26% |
10.Продолжительность одного оборота | 121,62 | 262,77 | 274,8 | 225,95%
(в 2,3 раза) |
11. Рентабельность продукции | 39,4% | 26,5% | 24,35% | 61,8% |
12. Рентабельность производства | 32,75% | 19,64% | 29,18% | 89,1% |
13. Рентабельность продаж | 26,4% | 20% | 18,67% | 70,72% |
Исходя из полученных данных в таблице, можно сделать следующие выводы. Несмотря на увеличение выручки от реализации туристских услуг на 28,8%, прибыль предприятия почти на 10% уменьшилась, потому что расходы предприятия увеличились в половину - это отрицательная тенденция, которая говорит о неправильной работе предприятия. Увеличение среднегодовой суммы оборотных средств в 3,3 раза это подтверждает, ведь у туристического агентства появилось больше активов, которые могли принести больше прибыли при правильном использовании. Незначительное увеличение фондоотдачи на 1,74% в свою очередь подтверждает то, что рассматриваемое предприятие смогло эффективно использовать свои основные фонды, которые выросли на 26,5%, что может быть связано с инвестициями в основные средства, в первую очередь на новое строительство, реконструкцию, приобретение машин и оборудования, расширение производства. Уменьшение оборачиваемости оборотных средств почти на 56% – отрицательный момент, появлению которого способствуют: падение спроса, рост задолженностей, изменение масштабов либо характера производства, внедрение новых технологий. Вышеуказанное также подтверждает увеличенный в 2,3 раза показатель продолжительности одного оборота средств, который говорит о том, что компании необходимо больше финансовых средств для финансирования оборотных активов, а это ведет к увеличению финансовых расходов. Из всего этого не удивительно, что рентабельность продукции снизилась на 38,2%, рентабельность производства на 10,9%, а рентабельность продаж на 29.28%. Можно предположить, что предприятие расширило масштабы своего производства, но допустило ошибку в общей стратегии, из чего следует снижение его конкурентоспособности и возможности банкротства.
Таким образом, можно сказать о том, что показатели хозяйственной деятельности и в целом эффективность функционирования для туризма очень важны. В современном мире, когда спрос на туризм и туристические услуги растет, в связи с чем, растет и число компаний, специализирующихся на предоставлении туристических услуг, грамотная оценка эффективности в туризме может позволить владельцу предприятия активно влиять на текущее состояние и тенденции развития своей туристической фирмы, отслеживать и корректировать неконтролируемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития фирмы. Всё это даёт возможность избежать различных ошибок в стратегии развития предприятия и не допустить снижения его конкурентоспособности.
Библиографический список
- Темный Ю.В. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 410 с
- Боголюбов B.C., Орловская В.П. Экономика туризма. – Москва: Академия, 2005. 192 с.
- Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика туризма – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 306 с.
- Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2003. – 127 с.
Количество просмотров публикации: Please wait