Постмодернизм возник тогда, когда общество переживало крах всех идей человечества. Художники уже не преследуют цели модернизировать или преобразовать мир, они пытаются устроиться в нем с максимальным комфортом. Говоря кратко, постмодернизм – это современное состояние культуры, обозначение целой эпохи [1].
Безусловно, большинство постмодернизм считают более узким понятием. То есть постмодерн – это то, как существуют общество и культура, а постмодернизм – это отражение в целом «существования» в искусстве. Постмодернизм даже может проявляться в политологии [3].
Постмодернизм – некий ответ модернизму. Модернисты отрицали предшествующее, они пытались взглянуть внутрь себя и создать новый «продукт» искусства, для них было характерно наличие антимещанского пафоса и скандальности. У постмодернистов было всё в точности наоборот. Однако, их объединяет то, что на оба направления оказывали влияние такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация [1].
Какие же черты у данного направления? Данное искусство является многообразным и противоречивым. Постмодернисты используют всё то, что было наработано художниками прошлого, только облекают в новую форму или иронизируют «старые» идеи. Ирония и игра – характернейшие черты постмодерна. В данном искусстве отсутствуют правила, нету деления на «хорошее» или «плохое». Главный образ – образ личной свободы [2].
Одной из ключевых фигур постмодернизма является Йозеф Бойс (1921-1986). В годы Второй мировой войны он служил в Люфтваффе, и в марте 1944 года его самолет был сбит над территорией Крыма. Бойс остался жив, хоть и получил многочисленные переломы. Именно тогда, когда он лежал без движения, задумался о смысле жизни, о том, как изменить мир к лучшему…
Художественными способностями он обладал с детства; и дождавшись окончания войны, активно занялся творческой деятельностью. Художник часто применял такие материалы, как жир, войлок и мед. Это должно было напомнить людям об их отчужденности от природных сил, об утрате связи с Космосом. Йозеф Бойс считался человеком с активной гражданской позицией, хотя и утверждал, что был далек от политики, и большинство перфомансов были с целью обратить внимание на многие социальные или политические проблемы .
В 1965 году в Дюссельдорфе Бойс провел акцию «Гомогенная инфильтрация для рояля, или Талидомидный ребенок». Суть была в следующем: после Второй мировой войны в Европе были популярны успокоительные препараты с использованием не до конца изученного вещества – талидомида. Как позже выяснилось, он оказывал тяжелое воздействие на женский организм, приводя к рождению детей с серьезными патологиями костей – в основном с недоразвитостью рук. И, желая обратить внимания общественности на необходимость много раз подумать, прежде, чем внедрять новые препараты, художник провел перформанс с роялем. Инструмент был полностью обтянут серым войлоком с нашитым красным крестом; то есть было невозможно было воспользоваться ни педалями, ни клавишами. Сам же Йозеф рассыпал рядом с ним детские игрушки. Мысль была проста: дети лишились самых обыкновенных радостей из-за жажды наживы фармацевтов.
Одна из самых известных акций Йозефа Бойса – «7000 дубов». В 1982 году перед зданием выставочного комплекса в городе Касселе по инициативе художника грузовики вывалили 7000 блоков из базальта. Далее, когда в разных городах или странах высаживали молодые дубы – с площади убирался один блок. Это символизировало победу жизни над смертью.
Почему именно Бойс ключевая фигура постмодернизма? Потому, что в его творчестве отразились многие черты направления: использование древних традиций и современных способов представить свою идею; отсутствие канонов и правил; сочетание «чистого» искусства и социального подтекста. По мимо этого, ему принадлежит знаменитое выскаывание: «Я художник в той же степени, в которой является художником каждый человек – ни больше, ни меньше» [2].
Библиографический список
- Демпси Э. Стили, школы и направления, Искусство – XXI век 2008 г.
- Современное искусство: для тех, кто хочет всё успеть. – Москва: Издательство “Э”, 2017. – 128 с. – (Энциклопедия для быстрых знаний,).
- Ортега-и-Гассет Х. Искусство в настоящем и прошлом. – М.: Весь мир, 1997.
Количество просмотров публикации: Please wait