КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 4 КЛАССА НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ «ЖИВОЙ МИР» ПО ТЕМЕ: «ПОЧВА»

Семёнова Елена Валентиновна1, Афанасьева Ирина Васильевна2
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный социально-педагогический центр» г. Владимира, учитель – логопед
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 34», учитель начальных классов, учитель – дефектолог

Аннотация
В статье представлен конспект авторского цикла совместных занятий учителя –логопеда и учителя –дефектолога, направленных на коррекцию и развитие речевой и познавательной сфер учащихся с интеллектуальными нарушениями, которые обеспечивают реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание»

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Семёнова Е.В., Афанасьева И.В. Коррекционно – развивающее занятие для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класса на основе предметной линии «Живой мир» по теме: «Почва» // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90808 (дата обращения: 18.04.2024).

В современной школе особое значение отводится работе с учащимися категорий с ОВЗ. Акцент в совместной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога направлен на коррекцию и развитие именно таких учеников.

С этой целью был создан цикл совместных занятий учителя –логопеда и учителя –дефектолога, направленный на коррекцию и развитие речевой и познавательной сфер учащихся с интеллектуальными нарушениями, которые обеспечивают реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание».

Форма организации данного цикла занятий – урок, единой целью которого является максимальная активизация учащихся с интеллектуальными нарушениями, побуждение их к поиску ответов на вопросы, актуализация раннее полученных ими знаний и рассуждение с их помощью.

Вашему вниманию предоставляется работа из данного цикла занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класса на уроке по теме: «Почва».

Тема: Почва и ее свойства

Класс: 4

Цели:

Образовательные:

- создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав, элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя.

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, речь (номинативного словаря, простого словосочетания, фразовой речи, монологического высказывания).

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировались следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

(анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, словарь толковый, закрытые баночки с землей, песком, глиной, камнями, стаканчики, ширма, презентация.

Ход урока.

Организационный момент

- Прозвенел звонок,

- Начинаем наш урок!

-А насколько наш урок будет плодотворным, важным, интересным зависит от вас.

- И как всегда – что возьмем мы на урок? (учитель показывает символами, дети хором отвечают)

- Наши… (знания)

- Наши … (наши умения)

- И конечно же (отличное настроение)

- Да ребята, вы правы, на каждом уроке нам необходимы знания, ваше внимание.

Подготовка к изучению нового.

- Сегодня наш класс будет учебной лабораторией, а вы научными сотрудниками.

- Мы будем наблюдать, рассуждать и делать выводы.

- А вот что мы будем сегодня изучать, вы узнаете, поработав с поисковой таблицей. (развитие внимания)

- В таблице спрятано слово. С помощью ключа расшифруйте и прочитайте его.

Слайд

1 2 3 4 5

З О В Ж А
М Е П К Д
Ю У М Ц Щ
Г Й С Б Я
Ч И Т Л Х
Ы Н Ш Ф Ъ

Ключ:

1 - 

2 - 

3 - 

4 - 

5 - 

(дети работают с поисковой таблицей и выходят на слово земля)

Логопед:

- Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений.

- В словаре мы нашли толкование этого слова (работа со словарем, многозначные слова).

- Поработаем в парах. У вас на партах карточка-выбора. Соотнесите объект с определением (соотнесение речевого материала с наглядностью).

суша как противоположность водному и воздушному пространству

название нашей планеты, на которой мы живем

земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория

верхний слой суши

- Что же такое земля? Сформулируйте определение.

- Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, как о верхнем слое суши. Её научное название – почва (слайд земли в разрезе). Слайд

Изучение нового материала:

Дефектолог:

- Вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. Определите тему сегодняшнего урока.

-Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю составить план работы.

- Выберете из данных предложений только те, которые относятся к нашей теме урока.

Особенности строения водоплавающих птиц

Основное свойство почвы

Особенности жизни диких животных зимой.

Что такое почва?

Состав почвы

Значение почвы для жизни животных и человека

Труд людей зимой

- Какой план вы составили?

(у детей карточки, отмечают галочкой нужный пункт плана, сравнивают с образцом)

Слайд

  1. Что такое почва?
  2. Состав почвы.
  3. Основное свойство почвы.

Логопед:

- Можете ли вы сразу дать научное определение, что такое почва? (нет)

- Но мы можем обратиться за помощью к учебнику. Найдите и прочитайте данное определение в учебнике стр. 48. Запишите определение в рабочую тетрадь.

- Уважаемые научные сотрудники, мы ответили на первый вопрос нашего плана? Отметим галочкой.

- Двигаемся дальше по нашему плану. Состав почвы.

- Почва очень сложно устроена. Узнать состав почвы нам помогут загадки. (если учащиеся затрудняются в отгадывании загадки, предлагаем им наглядный материал: глину, песок, камни)

Дефектолог:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу. (Глина.)

Его в горах полным- полно.

Он часто падает на дно

В ущелья со скалы крутой.

Он твердый, маленький, большой.

По форме разным он бывает

Его с дороги убирают. (Камень)

(Дети отгадывают загадки, в определенной последовательности выкладывают слои почвы – работа с карточками)

Логопед:

- Какой еще важный компонент почвы мы не назвали? Обратимся к учебнику на стр.49, последний абзац.

- Правильно – это перегной. Прочитайте еще раз, запишите определение в тетрадь. (зачитывают определение вслух 2-3 ученика)

- Перегной – это самый верхний плодородный слой почвы. Дополните нашу схему. (работа с карточками) слайд

- Сделайте вывод – из чего состоит наша почва. (требовать от детей полного ответа, согласовывая числительное с существительным по образцу – первый слой почвы –перегной, второй слой почвы-…).

Дефектолог:

- Уважаемые сотрудники нас ждет небольшой эксперимент. Подойдите к практической площадке, разложите фигуры по группам.

(дети подходят к парте, на которой разложены группы геометрических фигур, разных по форме, на обратной стороне которых написаны определения каждого элемента почвы; учащиеся в паре выбирают геометрические фигуры одной группы и составляют фразу существительное плюс прилагательное, описывая каждый элемент почвы по схеме)

Логопед:

- Опишите элементы почвы по схеме, используя карточки с прилагательными.

Схема:

? цвет форма величина ощущение

1 группа: четырехугольники

     

Песок ——- желтый——– круглые частички———мелкий———–сыпучий

2 группа: треугольники разной формы, речевой материал: камни———-серые—————большие, маленькие————круглые, овальные———твердые, гладкие.

3 группа: многоугольники, речевой материал: глина———-коричневая, серая, белая——–бесформенная————вязкая———–пластичная (выслушать ответы детей каждой пары)

Дефектолог:

- Уважаемые научные сотрудники, мы ответили на второй вопрос нашего плана? Отметим галочкой.

- Двигаемся дальше по нашему плану. Свойства почвы.

-Рассмотрите картинки. Что вы видите на картинках. Слайд (Фруктовые деревья, овощи на огороде)

-Как назвать одним словом фрукты, овощи? Что это? (Плоды)

- А как появляются плоды? (Родятся)

- Если соединить эти два слова, то мы узнаем основное свойство почвы.

Логопед:

Плодородие – основное свойство земли. Слайд

-Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.

- В учебнике на стр.50 прочитаем и запишем определение плодородного слоя почвы.

Физкультминутка:

Логопед:

- А теперь сделаем небольшой перерыв в нашей работе. Подойдите к ширме, угадайте, какой элемент почвы может издавать такой звук. (учитель пересыпает, манипулирует природными материалами, дети определяют предмет по звуку)

Дефектолог:

- Повторяем движения и слова:

Ветер веет над полями

И колышется трава

Облако плывет над нами

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит

Наклоняются колосья,

Вправо-влево,

Назад-вперед,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Анализ и обобщение. Рефлексия.

Логопед:

- Вернемся к нашему плану работы, проанализируем нашу работу. На все ли вопросы мы получили ответы.

- Сделаем выводы. Нам поможет карточка-выбора. Заполните ее, дайте устный развернутый ответ. Работам в паре.

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью: песок, почва, трава.
  2. Выбери и подчеркни, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, металл, перегной, стекло.
  3. Перегнившие части растений – _______________
  4. Где находится переной: вверху, внизу, в центре.
  5. Основное свойство почвы: плодородие, влажность.
  6. Для чего человек обрабатывает землю____________________________________

(выслушать ответы всех детей)

Итог.

Дефектолог:

– Сегодня на уроке мы плодотворно поработали, и я предлагаю посадить цветы в плодородный слой земли, который образовался в результате нашей работы. Выберете цветок в соответствии с таблицей и посадите его в наше кашпо.

Слайд

  Я усвоил всё.
  Я понял, но не всё.
  Я не усвоил материал.

Библиографический список
  1. Зыкова М. А. Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный, 1 и 2 классы. Методические рекомендации / М.А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Калабух Т. В. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающие задания и упражнения / Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. – М.: Учитель, 2014.
  3. Комарова С. В. Устная речь. 1-4 классы. Методические рекомендации / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Кудрина С. В. Программно-методическое обеспечение к урокам “Окружающий мир” в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя / С.В. Кудрина. – М.: Владос, 2014.
  5. Нелипенко Т. И. Современный урок в коррекционном классе / Т.И. Нелипенко. – М.: Учитель, 2014.
  6. Учебник «Живой мир» 4 класс, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова., М.: Просвещение, 2018.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Семенова Елена Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация