Стиль общения преподавателя с обучающимся является выражением коммуникативной компетентности педагога. Под стилем общения понимается определенная совокупность главных признаков поведения, которые проявляются в ходе общения.
В деятельности преподавателя педагогическое общение является по сути средством воздействия на обучающихся. Педагогическое общение – это взаимодействия преподавателя с обучающимися в учебно – воспитательном процессе, которое направлено на создание позитивного психологического климата, способствующего полноценному формированию личности [1].
Разберемся, что понимается под стилем педагогического общения.
Стиль педагогического общения – это определенная система приемов и методов, которые педагог применяет при взаимодействии с обучающимися, а также их родителями и другими педагогами.
Стиль общения педагога определяется его отношением к обучающимся. Также при этом учитываются его личные качества, а также коммуникативная ситуация, в которой происходит взаимодействие педагога и обучающихся. Выделяют следующие виды отношения преподавателя к обучающимся:
1. Устойчиво – отрицательный вид – выражается грубостью преподавателя, его оскорблениям в сторону обучающихся, а также серьезными нарушениями правил педагогической этики.
2. Пассивно – положительный вид – проявляется повышенной требовательностью к обучающимся, установлением чисто деловых взаимоотношений.
3. Ситуативно – негативный вид – характеризуется непостоянностью: тип поведения зависит от настроения педагога.
4. Активно – положительный вид – характеризуется взаимным доверием, коммуникабельностью и продуктивным сотрудничеством, преподаватель выступает в качестве помощника обучающимся. Данный вид считается наиболее благоприятным.
Как было сказано выше, в стиле педагогического общения лежит отношение педагога к обучающимся. В современном мире выделяют немало стилей педагогического общения. Рассмотрим наиболее популярную классификацию стилей педагогического общения:
1. Авторитарный стиль.
Данный стиль общения характеризуется жестким управлением и безграничным контролем со стороны преподавателя. Этот стиль используют те преподаватели, которые отдают предпочтение самостоятельно решать все вопросы, связанные с учебой и обучающимися, четко ставят достижимые цели (иногда труднодостижимые), берут контроль в свои руки и дают всем результатам свою субъективную оценку. Простыми словами можно сказать, что преподаватель властвует над обучающимися. В поведении педагога прослеживается диктаторство и, своего рода, опека.
При таком стиле общения обучающиеся чувствуют давление со стороны, они замыкаются в себе при преподавателе. В коллективе обучающихся создается скрытый, а иногда и явный протест. Такой стиль педагогического общения ослабляет деятельную мотивацию, так как обучающийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что его ждет впереди [2].
2. Попустительский стиль.
Отличительной особенностью данного стиля педагогического общения является самоустранение руководителя из учебного процесса. Другими словами, при таком стиле педагог отказывается от роли руководителя и ограничивается формальным выполнением возложенных на него администрацией образовательной организации обязанностей и указаний.
3. Демократический стиль.
При данном стиле педагогического общения педагог непосредственно выслушивает обучающихся, активно развивает в них самостоятельность, привлекает каждого к решению различных задач. Кратко говоря, преподаватель опирается на обучающихся, стимулирует их к работе.
Данный стиль является самым эффективным и наиболее благоприятным.
Подводя итог, можно сказать, что каждый преподаватель выбирает свой стиль общения. Он может выбрать не только один стиль, но и сочетать в себе несколько. У каждого стиля есть свои достоинства и недостатки, нельзя сказать, что один стиль самый лучший и следует всегда его выбирать, а другому, наоборот, никогда не нужно придерживаться.
Библиографический список
- Гершколепова И.В. Педагогика для студентов вузов.- Ростов н/Д.: Феникс. 2008.
- Юрченко Е. В., Костенко И. К. Стили педагогического общения // Вологдинские чтения. 2009. №76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-pedagogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 09.12.2019).