АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РАЗВИТИЮ

Егоров Кирилл Александрович
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
магистрант

Аннотация
Культура предприятия характеризует особенности и стиль работы, проявляющиеся в поведении работников, их суждениях, отношениях, способах решения проблем, внутренний эстетике, используемой технике и технологий, т.п. В статье рассмотрены сущность и составляющие элементы организационной культуры сервисного предприятия. Уделено внимание этике сервиса - правилам качественного обслуживания. Приведены мероприятий по развитию организационной культуры.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров К.А. Анализ организационной культуры предприятия и разработка мероприятий по ее развитию // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90795 (дата обращения: 14.03.2024).

Научный руководитель: Бурцева Т.А. профессор кафедры менеджмента Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, доктор экономических наук, доцент

В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги.

Рыночная экономика предъявляет к предприятиям особые требования. Они должны не только грамотно вести свой бизнес, умело конкурировать на рынке, и достигать высоких показателей экономической эффективности, но и решать задачи по работе со своим собственным персоналом, который может стать мощным ресурсом достижения целей.

В управлении персоналом в этой связи большое значение приобретает фактор организационной культуры.

Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива. С проявлением организационной культуры можно столкнутся, едва лишь переступив порог предприятия, она обуславливает адаптацию вновь принятых сотрудников и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена и реализуется в конкретной стратегии предприятия. Культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность организации.

Используя то общее, что присуще многим определениям, предлагается понимать организационную культуру следующим образом.

Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами предприятия и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Выделяются две важные особенности культуры:

1) многоуровневость: выделяют, как правило, три уровня культуры – артефакты (конкретные, явные элементы культуры – язык, одежда, форма приветствия и пр.), убеждения и ценности.

2) многогранность: культура предприятия состоит из субкультур отдельных социальных групп, а также субкультур различных направлений деятельности – предпринимательство, управление, деловое общение, внутренняя коммуникация, политика отношений.

Организационная культура выполняет две основные функции:

  • внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
  • внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.

Следует отметить, что другие функции организационной культуры не менее важны для предприятия.

Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.

Регулирующая функция – является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.

Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.

Мотивационная функция – усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей.

Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.

Что касается сферы услуг, то теория управления рассматривает культуру сервисного предприятия вкладывая в основу ее содержания принципы и этические нормы обслуживания клиентов.

Таким образом, культура обслуживания – это организационная культура сервисного предприятия, направленная на обслуживание клиентов на основе выработки определенных правил, процедур, практических навыков и умений.

Многие автосервисные предприятия, каждые несколько лет вносят серьезные изменения в организационную структуру, процедуры утверждения решений и т.д. При этом преимущество получают те предприятия, которые не ждут возникновения необратимых негативных тенденций, а постепенно изменяют и оптимизируют отдельные функции и подразделения, превращая изменения в непрерывный процесс развития.

Практика постоянной реорганизации, показывает, что выгоды, связанные с этой системой, огромны. Система позволяет перетасовывать структуру организации, усиливая ее или, удаляя из нее лишнее, а, также предоставляя возможность множеству людей расширить свой профессиональный опыт. Самое важное, что удается избавиться от «слипаний», которые неизбежно накапливаются в любой организации, в том числе решить проблему выявления сотрудников, достигших уровня собственной некомпетентности, и обеспечить возникновение новых инициатив.

На сегодняшний день организационная культура одна из популярных и актуальных тем. Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:

- эффективно использовать человеческие ресурсы предприятия для реализации ее стратегии;

- повысить уровень управляемости;

- усилить сплоченность команды;

- использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей.

Следует отметить, что работа по формированию эффективной организационной культуры не должна заканчиваться выявлением нужных и общих ценностей и целей, подбором персонала.

После того как будут выявлены базовые ценности, способствующие развитию бизнеса и в наибольшей степени соответствующие интересам сотрудников и окружению предприятий, следует приступить к завершающей стадии формирования организационной культуры: культуру формализуют в виде документа.

Документ может называться по-разному: Кодекс корпоративного поведения, Идеология предприятия и т. п. В нем перечисляют ценности, дается объяснение, почему именно они разделяемы членами коллектива и оберегаемы ими. Также кратко формулируются основные принципы взаимоотношений с окружением, выработанные на основе этих ценностей. При этом желательно не допускать дублирования внутренних документов предприятия (положения, инструкции, распоряжения и т. д.).

После издания документа и ознакомления с ним каждого сотрудника предприятия не хотелось бы, чтобы он служил только украшением кабинетов. Его содержание должно стать потребностью каждого члена предприятия, образно говоря – внутренним стержнем.

Предприятие – это сложный механизм и именно его организационная культура не только отличает одно предприятие от другого, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания в долгосрочной перспективе. Если можно говорить о том, что предприятие имеет «душу», то этой «душой» и является организационная культура. Носителями организационной культуры являются люди – коллектив. И именно от людей зависит высота ее уровня.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Егоров Кирилл Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация