Для управления персоналом важной функцией в современных условиях выступает мотивация, она представляет процесс, который побуждает работников к удовлетворению своих потребностей и ведет к достижению заданных целей компании, ведет их к активной рабочей деятельности. По мнению многих исследователей, мотивация в работе основана на самых высоких потребностях работника: уважение признательность, актуализация, адекватное вознаграждение, успех довольно быстрого роста в карьере и жажда власти. Объективная потребность в инновационной стратегии по отношению к трудовым ресурсам позволила ученым сформулировать новую парадигму: человеческие ресурсы – основные бизнес-ресурсы. В основе мотивации находятся две основные категории, которыми являются стимул и мотив. Стимул относится к внешним факторам по отношению к человеку, которые побуждают его к деятельности, это можно отнести своего рода материальной оболочке мотивации сотрудников. Другими словами это орган управления, который обладает набором благ необходимых работникам, и предоставление им этих благ при условии эффективной деятельности. А мотив – это внутреннее побуждение человека, к какой либо деятельности. В мотиве речь идет о работнике, который посредством трудовой деятельности стремится получить благо.
Система мотивации – это комплекс мероприятий, направленный на стимулирование не только к работе в целом и выполнению определённого плана, но и к инициативности, усердию и желанию работать [1]. Данная система направлена формирование внутренних побудителей и мотивов человеческой деятельности.
Стимулирование предоставляет и нематериальную нагрузку, которая предоставляет сотруднику реализовать себя как работника, а также и личности. В системе стимулирования находится 3 важные функции, это экономическая, социальная и нравственная. Первая функция (экономическая) состоит в том, что система стимулирования труда способствует повышению эффективности производительности труда и выражается в качестве изготовляемой продукции. Вторая функция (социальная) выражается в обеспечении социальной культуры населения через уровни дохода, который в большей степени на различных людей зависит от воздействия системы стимулирования. Третья функция (нравственная) выражается в том, что стимулирование к труду формирует активную жизненную позицию и ведет к улучшению организации и общества в целом. Самое главное это нужно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулирования, и учитывать традиции и исторический опыт.
Рисунок 1 – Стимулирование и мотивация
Для работника молодого поколения в приоритете стимулы материального характера. Однако это не означает, что воздействие моральных стимулов полностью отсутствует. Деньги не являются единственным средством, мотивирующим работников. Но их воздействие часто используется в структуре материальных стимулов. Мотивирующее воздействие применяемых в компании форм оплаты труда будет тем выше, чем сильнее связь реальных показателей каждого из работников с результатами всего подразделения или организации. Деньги становятся сильнейшим мотиватором в том случае, если сотрудник считает оплату своего труда объективной и наблюдает пропорциональную связь между результатами своей деятельности и оплаченной работой. К денежному стимулированию относятся оплата по тарифным ставкам и окладам, доплаты и надбавки, а также премии. Мотивация с помощью денег очень быстро угасает, работник быстро привыкает к оплате труда высокого уровня, что на сегодняшний день является огромной проблемой в отношении денежного вознаграждения. Та степень оплаты, которая еще недавно мотивировала его на высокий рабочий результат, в скором времени становится привычным и снижается побудительная сила. Все виды материального стимулирования, используемые в коллективе, одновременно подкрепляются различными не денежными поощрениями. Поведение человека, а так же его результаты не определяются исключительно денежной мотивацией, лишь комплексный подход к мотивации обеспечивает эффективность работы персонала. У человека имеется большое количество потребностей, не связанных с деньгами, однако, которые оказывают влияние на его работу. Для удовлетворения широкого круга потребностей, остающихся не под действием системы материального поощрения, и улучшения трудовой мотивации различные организации используют всевозможные льготы для персонала. К материальному стимулированию работников не денежного характера относятся услуги, предоставляющие организацией. Например, социальные выплаты, всевозможные льготы, компенсации и гарантии. Главной целью компенсаций является возмещение расходов, понесенных сотрудником в связи с исполнением трудовых и иных обязанностей [2].
Таким образом, мотивация деятельности персонала – очень важный аспект для любого руководителя, заинтересованного в том, чтобы работники работали с наибольшей отдачей.
Библиографический список
- Мотивация, стимулирование и оплата труда: учебник / Е.В. Михалкина, Л.С. Скачкова, Е.П. Костенко и др.; под общ. ред. Е.В. Михалкиной ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017. – 337 с.
- Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.Н. Байдаков, Л.И. Черникова, О.С. Звягинцева и др.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра «Менеджмент». – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2017. – 115 с.
- Семенов, А.К. Организационное поведение: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 272 с.
- Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. – 4-е изд. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 425 с.