СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ И БРАКА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Мокрова Ангелина Александровна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Барсукова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студенты

Аннотация
В статье рассматривается новый методологический подход к изучению семьи и брака в сфере психологии, в котором семейно-брачные аспекты лучше изучать комплексным методом. Для этого нужно синтезировать несколько методологий таких дисциплин как социальная и этническая психология, психологическая антропология и кросс-культурная психология, психология религии, которые изучают проблемы человека и народа. В статье предлагается опираться на «еmic» и «еtic» подходы, этнографические исследования, количественный и качественный подход, а также генетический принцип. Это позволит более продуктивно изучать семейно-брачные аспекты.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Мокрова А.А., Кокарева М.Е., Барсукова А.Е. Современный методологический подход к изучению семьи и брака // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90753 (дата обращения: 19.04.2024).

В настоящее время проблемы семьи и брака являются особо актуальными как в теоретическом, так и в практическом плане. Новым направлением в развитии семейных отношений является разработка ее методологических основ. Анализ показал, что недостаточно изучать семейные и брачные традиции в отдельных отраслях науки, потому что возникают трудности в обобщении итогов исследования. Для того, чтобы получить объективные результаты, семейные и брачные традиции необходимо изучать совместно с другими науками.

Неравенство исторического, социально-экономического развития, различные природно-географические условия создали определенные психологические различия между народами. Неоднородность отношений между членами семьи у разных народов, различия в обычаях и традициях, восприятие имеющегося разнообразия вещей и событий можно объяснить этнопсихологическими особенностями. Поэтому в изучении семейно-брачных проблем одной определенной нации, необходимо опираться на методологию наук, изучающих народы и человеческое общество.

При этом в качестве эффективного метода предлагается комплексный метод. Для этого необходимо синтезировать такие науки как социальная и этническая психология, психологическая антропология и кросс-культурная психология, психология религии, которые изучают проблемы человека и народа. Следует опираться на подход emic (предмет психологической антропологии) исследующий внутренний мир человека, и этнокультурные переменные на уровне этнической общности и на подход etic (предмет сравнительно-культурной психологии), исследующий сходства и различия психологических переменных в различных культурах и этнических общностях, на основе подхода объективной оценки на каждый вопрос, освещение методом сравнительного анализа дают плодотворные результаты.

Как социальное явление брак считается etic категорией, но для того, чтобы полностью изучить и понять брак, необходимо изучать его emic свойство. Тогда проблема будет изучена как снаружи, так и изнутри. Такая методология позволяет в полном объеме и достоверно раскрыть изучаемую проблему. Поэтому требуется опираться и на этнографические исследования, которые являются одними из необходимых методологий в этнопсихологическом исследовании.

Если рассматривать в целом, было бы целесообразно включить его в ряд основных методологий всех наук, начинающиеся с приставки этно-. По сути, этнографическое исследование похоже на подход emic. Это, конечно, связано с тем, что этнографическое исследование является фундаментом подхода emic. Не только у узбеков, но и у каждого народа религия занимает сильные позиции и обладает заметным влиянием. Учитывая ее большую роль в семье, было бы правильно вести исследования в тесной связи и с ней. Потому что это один из важных факторов, который помогает узнать психологию народа.

В этой связи рекомендуется синтезировать такие подходы психологии религии, как количественный, так и качественный (в центре внимания стоит «истинно верующий», человек аутентичный в своей вере). Структура языка определяет структуру мышления, они связаны между собой. В словах, использующиеся для выражения мысли, есть национальная самобытность. Если так, то для изучения семейно-брачных проблем, в частности, их традиций, было бы целесообразно, чтобы методологической основой служила этно-психо-лингвистическая гипотеза лингвистической относительности Сепира–Уорфа.

Воистину выражение мыслей человека материализуется и реализуется посредством языка. Вместе с тем, целесообразно изучать ее на основе интегрального подхода этно-социологии, в основе которого рассмотрение личностного и коллективистского в единстве, также генетического подхода. Интегральный подход стремится охватить не только все свойства, черты, феномены национальной жизни в их единстве, целостности, а раскрыть прежде всего то, что до сих пор оставалось в тени – внутреннюю интегральную национальную связь, которая объединяет, связывает глубокими психологическими нитями людей и поколения в единую коллективную общность.

Сущность генетического подхода состоит в том, что изучаемое психологическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремиться восстановить все явления его диалектического развития, пытаясь проследить и понять, как они могут заменить друг друга, пытается представить изучаемый психологический довод с исторического аспекта.

Анализ исследования показал, что синтезируя вышеуказанные методологии, взгляд на проблему с новой точки зрения дает возможность исследователю объективно подходить к семейно-брачным вопросам. Тогда опираясь на синтезированную методологию, на основе «emic» и «etic», интегральный, количественный и качественный, генетический подходы, также этнографическое исследование, проведенное исследование помогает достичь положительного результата.

 


Библиографический список
  1. Научная электронная библиотека «киберленинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17889978
  2. Студенчик URL: https://studopedya.ru/2-277.html
  3. Информационный ресурс URL:  https://studref.com/473834/sotsiologiya/natsiya_integralnoe_yavlenie_integralnaya_teoriya_natsii


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Барсукова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация