Развитие обновленной системы образования, ориентированной на обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики, предполагает изменение как принципов отбора содержания образования, так и использование современных коммуникационных устройств.
Внедрение современных гаджетов в образовательный процесс высшего профессионального образования определяет основные особенности его развития на текущем этапе. Во-первых, предполагает изменение принципов отбора содержания образования, то есть процесс обучения в вузе должен обеспечивать высокий уровень самостоятельности студента, во-вторых, требует более широкого использования в учебном процессе эффективных средств и технологий обучения, способствующих активизации самостоятельной деятельности студентов.
Под самостоятельной работой понимается: средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации (П.И. Пидкасистый) [1,с. 185]; любая организованная педагогом активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленных дидактических целей: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний (И.П. Подласый) [2,с. 258].
Самостоятельная работа, способствующая активизации познавательной деятельности студентов и повышению качества обучения, является насущной проблемой практики высшего образования. Ведущая роль в активизации самостоятельной работы студентов принадлежит развитию мотивационного, технологического и личностно-творческого компонентов самостоятельной работы.
К основным характеристикам самостоятельной работы студентов (СРС) относят: психологические условия успешности, профессиональную ориентацию дисциплин, ограниченный бюджет времени студента.
Структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) Управление СРС – это, прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей [3].
Библиографический список
- Пидкасистый П.И., Беляев В.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: Высшее профессиональное образование. – М: Академия, 2010. – 512 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник. – М: Владос, 2008. – 464 с.
- Виноградов Е.В. Использование возможностей региональных интернет ресурсов в организации самостоятельной работы студентов при формировании базовых компетенций. // Сборник материалов научно-практической конференции «Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе», г. Кострома 27-29 октября 2011 года / – Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2011.