Научный руководитель: К.Р.Волкова
Елабужский институт Казанского федерального университета
доцент, кандидат филологических наук
Введение. Занимаясь тем или иным видом деятельности, человек идентифицирует себя в соответствии с принятой им в этой деятельности ролью. Идентификация спортсменок с их спортивной ролью начинается в детстве и продолжается во взрослой жизни, часто даже после завершения спортивной карьеры [3].
Прежде всего, успешность спортивной деятельности обусловлена тем, насколько вид спорта соответствует индивидуальным особенностям спортсмена, его склонностям и интересам. Для достижения наивысшего результата в спорте непременное условие – соответствие сочетаний индивидуальных особенностей специфике спорта [1].
Существуют виды спорта, репрезентирующие образы, относящиеся к стереотипам мускулинности (мужественности, жесткости, силы) – к ним относят различные виды единоборств [5].
В настоящее время большой спрос среди моложежи, в том числе представительниц женского пола, получил такой вид силового троеборья как пауэрлифтинг.
Пауэрлифтинг как силовой вид спорта обеспечивает развитие и совершенствование основных групп мышц человека. Простота и доступность тренировочных занятий вызывает активный интерес у молодежи [7].
Этот и ряд других фактов повлияли по появление такого социокультурного понятия, как «гендер» (англ.-gender) – социальный пол. Данные ряда гендерных исследований свидетельствуют о тенденции увеличения признаков мускулинности у спортсменок [2].
Занятия мускулинными видами спорта способствуют формированию у девочек смелости, активности, андрогинного типа личности с уклоном в мускулинную сторону [5].
Спорт как вид деятельности не деформирует личность, а способствует формированию андрогинного типа личности, при этом немаловажным является фактор пола. Следует отметить, что дифференцированные характеристики связаны с требованиями, предъявляемыми спецификой выбранного вида спорта [3].
Целью данного исследования является изучение влияния мужских видов спорта на проявление мускулинности у девушек.
Методика исследования. Для исследования на определение проявления мускулинности у девушек, занимающихся традиционно мужскими видами спорта, мы использовали опросник С. Бем [8] и задали им 5 вопросов для уточнения их мотивации, стажа, достижений. В исследовании принимали участие 8 респондентов в возрасте от 20 до 29 лет, студентки заочной и очной форм обучения.
- Пауэрлифтинг (классический жим) – 4 человека;
- Бокс – 3 человека;
- Армрестлинг – 2 человека.
Данная методика была предложена Сандрой Бем в 1974 году для диагностики психологического пола личности. Опросник включает в себя 60 утверждений (качеств). На каждое из них испытуемый отвечал «да» или «нет». Исследование мы проводили в онлайн режиме с помощью социальных сетей.
На основе полученных от участниц данных, мы отнесли их к одной из 5 категорий:
- категория – IS < – 2,025: ярко выраженная (M)
- категория – IS< – 1: (M)
- категория – IS от -1 до + 1: (A)
- категория – IS> + 1: (F)
- категория – IS> +2,025: ярко выраженная (F)
где, IS-основной индекс; M- показатель мускулинности;A-андрогинности; F-феменинности.
Результаты исследования и их обсуждение.
По данным проведенного нами исследования мы получили следующие результаты участниц (Табл.1).
Таблица 1. Показатели диагностики психологического пола личности у девушек, занимающихся мужскими видами спорта
№ респондента |
Показатель (M) |
Показатель (F) |
Основной индекс (IS) |
Заключение |
1 |
8/20=0,4 |
17/20=0,85 |
+1,045 |
4 категория |
2 |
18/20=0,9 |
14/20=0,7 |
-0,464 |
3 категория |
3 |
19/20=0,95 |
15/20=0,75 |
-0,464 |
3 категория |
4 |
18/20=0,9 |
11/20=0,5 |
-0,813 |
3 категория |
5 |
18/20=0,9 |
17/20=0,85 |
-0,116 |
3 категория |
6 |
7/20=0,35 |
18/20=0,9 |
+1,277 |
4 категория |
7 |
19/20=0,95 |
14/20=0,7 |
-0,348 |
3 категория |
8 |
18/20=0,9 |
11/20=0,5 |
-0,813 |
3 категория |
Каждый из нас является обладателем множества психологических черт характера. Они делятся на 2 типа: универальные (бесполые); традиционные, связанные с типично мужской или же женской психикой. Так,например, уровень агрессивности, рассматриваемый как типично мужская черта характера коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов (андрогенов). Другие черты формируются в процессе социализации, развития, воспитания личности. Из вышесказанного следует вывод, что существование социальных стереотипов феменинности и мускулинности неслучайно. Приобретение тех или иных психологических черт характера происходит в результате совместного влияния факторов как биологического, так и социального характера. В связи с феноменом “психологический пол”, принято говорить о трех основных показателях, на основе которых мы и провели данное исследование (”F”;“M”;“A”).
С целью определения того к какому типу психологического пола относятся опрошенные респонденты, мы отнесли их к одной из 5 категорий.
К первой и второй категории относятся люди с сильной или же умеренно выраженной мускулинностью. Иными словами те, у кого доминируют такие качества как мужество, лидерство, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе. У представителей четвертой и пятой категории преобладает эмоциональный аспект. Это люди, которым характерны уступчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию. Так же нужно понимать, что в личности могут встречаться доминантные черты характера как мускулинного, так и феменинного типов. Такая гармоничная интеграция черт повышает адаптивные возможности индивидов 3 категории.
Именно к третьей категории психологического типа дичности относится большинство опрошенных нами респонденток в количестве 6 человек. Показатель “M” у респонденток под номерами 2,3,4,5,6,8 находится в диапазоне от 0,9 до 0,95. Это говорит о явном проявлении мужских черт в их характере. Прежде всего это связано с тем, что студентки занимаются традиционно мужскими видами спорта достаточно продолжительное время 5-8 лет. Успешно принимают участие в соревнованиях различных уровней, где становятся победителями и призерами.
Респондентки под номерами 1 и 7 относятся к 4 категории. Это свидетельствует о преобладании типично женских черт характера. По сравнению с представительницами 3 категории эти девушки более спокойны, у них менее развито чувство агрессии, лидерства. Но несмотря на это, они так же упорно готовятся к соревнованиям, где показывают хорошие результаты. В спорте как 1, так и 7 респондентка находятся относительно короткий промежуток времени в диапозоне от 8 до 12 месяцев.
На основании полученных результатов мы пришли к выводу, что 6 участниц (что составляет 75% опрошенных) относится к андрогинному типу личности с уклоном в мускулинную сторону и лишь у 2 студенток (15%) преобладают феменинные качества.
Выводы. Занятия традиционно мужскими видами спорта способствуют формированию у девушек смелости, активности, андрогинного типа личности с уклоном в мускулинную сторону, снижению тревожности, оставляя неизменным мягкость, активное неудовлетворение стремлений. Спорт как специализированный вид деятельности независимо от того репрезентирует ли он образы феминности или мускулинности не деформирует личность, а способствует формированию андрогинного типа.
Библиографический список
- Дамадаева А.С. Спортивно-важные качества личности мужского и женского пола/А.С.Дамадаева// Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2011. – №3(73).-48-51.
- Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсмена/ Н.Б. Стамбулова // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ сост. И.П.Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – С.64-72.
- Усольцева А.А. Представление о гендерной идентичности женщин – спортсменок/А.А Стамбулова // Вестник ТюмГУ. – 2010. – №5. – С. 174-180.
- Усольцева А.А. Трудности в становлении гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта/А.А.Усольцева// Вестник спортивной науки. – 2014. – №3. – С.56-59.
- Цикунова Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в мускулинных видах спорта: диссертация. – СПб., 2003. – 181с.
- Широбокова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение состояния готовности женщин к соревнованию по спортивным единоборствам:дисс. канд. пед. наук. – СПб., 1999. – 178 с.
- Петров Р.Е., Волкова К.Р. Пауэрлифтинг как перспективное средство подготовки студентов к сдаче норм ГТО/Р.Е.Петров,К.Р.Волкова// HIGH SCIENTIFIC GOALS’2017. – SWORD. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/physical-education-and-sport-b217/physical-education-b217/29855-b217-011
- URL: https://phytests.org/personal/bem-run.html