СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чихутова Анастасия Дмитриевна1, Бердникова Карина Эрфановна1, Карпова Мария Александровна1, Седова Анастасия Сергеевна1, Юрина Виктория Михайловна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
На сегодняшний день процесс стандартизации является одним из глобальных явлений в системе образования, он служит фактором для создания единого образовательного пространства, которое позволяет структурировать и проанализировать образовательный процесс изнутри. В данной статье анализируется само явление стандартизации, необходимое для перехода на новый уровень, для формирования новых требований, предъявляемых к качеству образования, а также ко всем субъектам процесса обучения – к педагогам и обучающимся.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чихутова А.Д., Бердникова К.Э., Карпова М.А., Седова А.С., Юрина В.М. Стандартизация в системе профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90687 (дата обращения: 03.12.2024).

Современное общество требует появления новых высококвалифицированных специалистов, обладающих более высоким уровнем образованности, оно требует наличия не только знаний, но и умений, личностных качеств, необходимых для освоения своей специальности. Об этом было сказано в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе». Из этого следует, что для современного общества характерно стремление к повышению уровня и качества образования: необходимы выпускники, которые способны решить сложные задачи, быть предприимчивым в любой ситуации, а также обладали мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовностью к межкультурному взаимодействию, ответственностью за социально – экономическое процветание страны [1, 18].

Все предъявляемые требования сводятся в единый нормативный документ – Государственный образовательный стандарт, посредством которых создается новая база для контроля качества образования [3, 10]. С их помощью реализуются развитие системы мониторинговых исследований, которые актуальны сегодня для современного управления образованием и для обеспечения правильности использования документации.

История стандартизации и причины ее возникновения связаны с началом 90-х годов, когда появилась потребность в создании новой системы образования и реформирования старой в соответствии с Федеральным законом «Об образовании». В ст. 43 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». В научно-педагогических источниках предъявляются следующие требования к стандартам:

– ориентация на потребности и возможности заинтересованных сторон и при их согласии согласовываться;

– нацеленность на установление норм в достижении конечного результата обучения;

– согласованность и преемственность стандартов по ступеням и областям образования;

– технологичность стандарта, расчет на возможность инструментальной проверки;

– включение в стандарт только тех норм, которые прошли проверку практикой учреждения[4, 46].

Говоря о профессиональном образовании, стоит отметить, что основной задачей стандартизации в данной области является нормативная документация, которая позволяет определить требования к качеству и уровню профессионального образования, а также обеспечить необходимый контроль за соблюдением всех нормативных требований.

В процессе стандартизации необходимо учитывать определенные цели и задачи конкретного уровня образования, в соответствии с которыми выполняются следующие условия:

1)      установка базового уровня, который обеспечивает продолжение образования;

2)      повышение качества подготовки специалистов при помощи внедрения блочно-модульной системы, универсализации образования;

3)      упорядочение нормативных документов и иных правовых аспектов при подготовке субъектов профессионального образования;

4)      обеспечение надежности профессионального образования как в пределах территории государства, так и за его пределами [2, 33].

Таким образом, теория стандартизации образования и внедрение ее основных идей в педагогическую практику призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом. Исследованиями отечественных ученых–педагогов, посвященными проблеме управления и контроля качества образования, установлено, что выполнение требований к качеству образования осуществляется через систему контроля. А требования, в свою очередь, устанавливаются посредством развития системы Государственных образовательных стандартов (ГОС), на базе которых и создается система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования [5, 59]. Контроль за качеством образовательных услуг может осуществляться как посредством развития системы аттестационных процедур, так и развитием системы мониторинговых исследований. Развитие этих направлений актуально для современного управления образованием.


Библиографический список
  1. Девисилов В. А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы структуры и содержания / В. А. Девисилов / / Высшее образование сегодня. – 2008. – № 9. – С. 18-22. – Библиогр.: с. 22 (6 назв.)
  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. №5. – С. 34-42.
  3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 3-12.
  4. Шаронин Ю.В. Обеспечение качества как системное свойство саморазвивающейся системы профессионального образования [Текст] / Ю.В. Шаронин // Вестник Международной академии наук. Русская секция. – 2012. — № 1. — С.44–48.
  5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. №2. – С. 58-64.


Все статьи автора «Бердникова Карина Эрфановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: