Современное общество требует появления новых высококвалифицированных специалистов, обладающих более высоким уровнем образованности, оно требует наличия не только знаний, но и умений, личностных качеств, необходимых для освоения своей специальности. Об этом было сказано в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе». Из этого следует, что для современного общества характерно стремление к повышению уровня и качества образования: необходимы выпускники, которые способны решить сложные задачи, быть предприимчивым в любой ситуации, а также обладали мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовностью к межкультурному взаимодействию, ответственностью за социально – экономическое процветание страны [1, 18].
Все предъявляемые требования сводятся в единый нормативный документ – Государственный образовательный стандарт, посредством которых создается новая база для контроля качества образования [3, 10]. С их помощью реализуются развитие системы мониторинговых исследований, которые актуальны сегодня для современного управления образованием и для обеспечения правильности использования документации.
История стандартизации и причины ее возникновения связаны с началом 90-х годов, когда появилась потребность в создании новой системы образования и реформирования старой в соответствии с Федеральным законом «Об образовании». В ст. 43 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». В научно-педагогических источниках предъявляются следующие требования к стандартам:
– ориентация на потребности и возможности заинтересованных сторон и при их согласии согласовываться;
– нацеленность на установление норм в достижении конечного результата обучения;
– согласованность и преемственность стандартов по ступеням и областям образования;
– технологичность стандарта, расчет на возможность инструментальной проверки;
– включение в стандарт только тех норм, которые прошли проверку практикой учреждения[4, 46].
Говоря о профессиональном образовании, стоит отметить, что основной задачей стандартизации в данной области является нормативная документация, которая позволяет определить требования к качеству и уровню профессионального образования, а также обеспечить необходимый контроль за соблюдением всех нормативных требований.
В процессе стандартизации необходимо учитывать определенные цели и задачи конкретного уровня образования, в соответствии с которыми выполняются следующие условия:
1) установка базового уровня, который обеспечивает продолжение образования;
2) повышение качества подготовки специалистов при помощи внедрения блочно-модульной системы, универсализации образования;
3) упорядочение нормативных документов и иных правовых аспектов при подготовке субъектов профессионального образования;
4) обеспечение надежности профессионального образования как в пределах территории государства, так и за его пределами [2, 33].
Таким образом, теория стандартизации образования и внедрение ее основных идей в педагогическую практику призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом. Исследованиями отечественных ученых–педагогов, посвященными проблеме управления и контроля качества образования, установлено, что выполнение требований к качеству образования осуществляется через систему контроля. А требования, в свою очередь, устанавливаются посредством развития системы Государственных образовательных стандартов (ГОС), на базе которых и создается система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования [5, 59]. Контроль за качеством образовательных услуг может осуществляться как посредством развития системы аттестационных процедур, так и развитием системы мониторинговых исследований. Развитие этих направлений актуально для современного управления образованием.
Библиографический список
- Девисилов В. А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы структуры и содержания / В. А. Девисилов / / Высшее образование сегодня. – 2008. – № 9. – С. 18-22. – Библиогр.: с. 22 (6 назв.)
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. №5. – С. 34-42.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 3-12.
- Шаронин Ю.В. Обеспечение качества как системное свойство саморазвивающейся системы профессионального образования [Текст] / Ю.В. Шаронин // Вестник Международной академии наук. Русская секция. – 2012. — № 1. — С.44–48.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. №2. – С. 58-64.