Изменения, происходящие в XX-XXI вв. оказали большое воздействие на развитие исламской правовой семьи. В период, охваченный модернизацией, мусульманское право продолжало сохранять в своей культуре основные заповеди Корана, в основе которых лежало уважение к старшим, оказание взаимопомощи и поддержки старшим, что было испокон веков в структуре почитания предков. Все это находило свое отражение в отношении мусульман: это регулярное посещение родственников, празднование семейных праздников и соблюдение традиций и обычаев. Брак в мусульманском праве – это прежде всего вступление в состав общественных отношений, которые воспринимаются не как частные, а в значении большой семьи [4, 51]. В случае возникновения семейных конфликтов, действует помощь со стороны. В целях сохранения семьи авторитетный представитель общественности старается предотвратить конфликт в результате неспособности его участников этого сделать.
Главная цель мусульманского брака – создание семьи на основе привязанности и взаимного уважения. С точки зрения мусульманского права брак – это олицетворение защищенности, надежности, отношения, складывающиеся в результате создания совместного семейного уклада и ведения жизни [1, 58].
Все эти цели несут в себе философско–правовой подтекст. На сегодняшний день они остаются неизменными, однако с тенденцией развития общества появляются и новые основания. После окончания Второй мировой войны большое распространение получило создание маленьких (нуклеарных) семей [3, 38]. Влияние западноевропейских государств активно этому поспособствовало, поскольку постепенное укрепление позиции женщин в своих правах, модернизация, всеобщая индустриализация, урбанизация оказали некоторые изменения в структуре мусульманского права. К тому же, формирование новых экономических отношений способствовало молодым семьям покидать родительский дом. Потому только в консервативных мусульманских странах сохранились большие семьи, которые состоят из родителей, детей и их новых семей.
В зависимости от уровня развития социально – экономических отношений, уровня культуры в разных странах мусульманского права процесс развития института семьи происходит по-разному, однако можно сформировать следующие тенденции:
- поскольку заключение брака происходит через посредников, у будущих жениха и невесты есть право участвовать в выборе будущего супруга и встречаться присутствии свидетелей до заключения брака;
- возникновение помолвки, ранее неизвестное традиционному исламскому праву;
- увеличение брачного возраста
- отсутствие обязанности вступления в эндогамные браки;
- раздельное проживание молодой семьи от родителей;
- увеличение числа работающих женщин и приведение к разрушению патриархального уклада семьи;
- укрепление моногамной семьи;
- наличие в семье, как правило, не более трех детей.
Все эти тенденции указывают на высокую степень либерализации семейных отношений, но при сохранении старых укладов, не препятствующих многовековым традициям, в особенности правовой преемственности.
Современное мусульманское семейное право определяет основания действительности мусульманского брака.
Для действительности мусульманского брачного договора необходимо соблюдение следующих условий:
1)отсутствие оснований препятствующих заключению брака;
2) консенсус (согласие) партнеров;
3) определение выкупа невесте;
4) соблюдение формы.
Подробнее рассматривая эти условия, стоит отметить, что исламское право, как и каноническое обуславливает ситуации, в которых обе стороны или одна из сторон не может вступить в брак [2, 65]. Присущие обеим правовым системам основаниями являются единство религии и брачный возраст. Кроме данных общепризнанных оснований, которые препятствуют заключению брака, исламское право выделяет родство.
Необходимо сказать, что институт семьи и брака в исламе особенно специфичен в плане того, что в структуре семейного права лежит религиозная основа [5, 34]. Сегодня оно развивается в силу тенденций развития современного общества, сохраняя при этом свои корни и сущность.
Рассмотрев некоторые аспекты теоретико – правовой структуры семейного права, можно увидеть, что исламское право при всей своей особенности и уникальности имеет сходство с римским семейным правом, российским семейным правом, что предполагает дальнейшие возможности для изучения мусульманского права и сравнения различных правовых институтов для выявления особенностей и большего понимания современной правовой системы в стремительно развивающемся обществе.
Библиографический список
- Абу Хамид аль-Газали. Весы деяний. – М.: Издательский дом «Ансар», 2007. – 58 с.
- Бурхануддин М. Хидоя. Комментарии мусульманского права. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 65с.
- Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) – М: Наталис, 2005. – 38с.
- Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб.: Издательство «Диля», 2006. – 51с.
- Абдуллаев Э.Э. Философско-религиозные основы и особенности мусульманского права. // Социально-политические науки, 2014. – № 1. – С. 33-36.
Количество просмотров публикации: Please wait