Современное содержание воспитательной системы трактуется в двух подходах: объективный и субъективный.
В объективном подходе воспитательной системы ребенок функционирует как объект образовательного процесса. Главенствующим внешним катализатором его развития является воздействие извне.
Субъективный подход, напротив, рассматривает ребенка в качестве субъекта воспитательной системы.
Современные взгляды признают ребенка высшей ценностью процесса образования. Произошло осознание его прав, свободы выбора и слова, признана приоритетность. В основу положена гуманистическая природа воспитательной системы [1, с. 63].
Гуманистические идеи воспитания легли в основу следующих подходов в воспитании:
- Культурологический подход;
- Личностный подход;
- Личностно – деятельностный подход;
- Личностно – ориентированный подход;
- Системно – деятельностный подход;
- Субъектно – деятельностный подход;
- Технологический подход;
- Философско-антропологический подход;
- Ценностный подход.
Создание и реализация воспитательной системы требует постоянной диагностики и контроля качества. Каждая возникшая трудность или неудача должны быть подвержены анализу и корректировке [2, с. 147].
Для оценивания эффективности воспитательной системы, используют следующие критерии:
1. Формирование у учеников ключевых компетентностей;
2. Формирование нравственных ценностей и культурного развития личности;
3. Позитивная оценка качеству образования от родителей и учеников;
4. Формирования положительного статуса заведения;
5. Формирование общешкольного коллектива;
6. Соответствие цели воспитательной системы.
Образовательный процесс на сегодняшний день претерпел ряд колоссальных изменений. Настала пора рефлексии педагогической деятельности. Определены новые ценности и изменена политика образовательного процесса. Отдан приоритет воспитанию, а не обучению. Следствием чего стало приобретение главенствующей роли для воспитательной функции в процессе образования. Ребенку свойственно формироваться и развиваться в условиях школы, социума, семьи. В итоге, школа с гуманистическими принципами и творческой деятельностью начинает конкурировать с яркой средой современности. К сожалению, в этой конкуренции школа не всегда в победителях. Поэтому проблема приспособления среды к нуждам детства сейчас, пожалуй, наиболее актуальна. Последнее, собственно говоря, делается за счет усиления внимания к учреждениям дополнительного образования, детским организациям, введением должностей социальных педагогов и психологов, за счет открытия разного характера консультационных центров. Изолировать ребенка невозможно, да и в этом нет необходимости. Главное создание и расширение воспитательного пространства заведения. Ведь воспитательное пространство, является не только системой форм и объектов, это еще и продукт созидательной деятельности и самый главный компонент в воспитательной системе [3, с. 116].
Библиографический список
- Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова – М.: Асгард, 2001.
- Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой / А.В. Гаврилин. – М.: Академия, 2003.
- Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 5. Системы воспитания: общее и особенное.