Планирование – это процесс постановки целей и определенных действий, необходимых для их достижения.
Планирование позволяет:
- Сформулировать устраивающие собственников и достижимые цели.
- Заранее качественно и обоснованно определить ресурсы и действия, позволяющие достичь цели, всесторонне учесть возможные риски.
- Лучше организовать деятельность внутри предприятия, так как планы содержат информацию кто, что, когда и как будет делать, за что и как отвечать.
- Лучше организовать взаимодействие с внешней средой, улучшить репутацию предприятия.
- Повысить мотивацию персонала, так как привлекая их к разработке планов, работникам становится понятнее их роль, что от них ожидается [1].
Позволяет создать контроль, основанный на сравнении факторов и планов.
Так же как и любое другое предприятие, рассматриваемое предприятие ставит перед собой цели и ищет пути для их достижения.
Цель – желаемое состояние или результат, которое предприятие стремиться достичь в будущем.
На рассматриваемом предприятии цели подразделяются на три уровня:
- Цели для предприятия в целом (уровень желаемой прибыли, рентабельности и т.д.);
- Цели для отдельных подразделений (объем производства);
- Цели отдельных работников
Так как организационная структура осуществляется по линейно – функциональному принципу, за постановку целей на данном предприятии отвечает руководитель. Для достижения поставленных целей на предприятии разрабатываются планы, за разработку которых отвечает планово – экономический отдел.
Основными задачами планово – экономического отдела является:
1) совершенствование программы планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы;
2) формирование и определение экономической направленности развития организации с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим факторам;
3) руководство в подготовке проектов текущих планов подразделениями организации по всем видам хозяйственной деятельности в соответствии с заказами контрагентов и заключенными контрактами;
4) полный (комплексный) анализ всех видов деятельности организации;
5) организация и координация исследований для определения условий повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и разработка соответствующих мероприятий на основе полученных результатов;
6) подготовка предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия;
Кроме сотрудников отдела по планированию производства в процессе планирования принимают участие и сотрудники других подразделений. Работники иных подразделений также вовлечены в работу по планированию развития предприятия. В подразделениях могут реализовываться интересные предложения, которые в дальнейшем могут составить основу будущего плана компании.
Планирование на предприятии включает в себя:
- Сбор информации. Первоначальный этап прогнозирования на предприятии. На этом этапе отдел планирования выполняет работу по сбору информации, ее первичной обработке, систематизирует с иными показателями.
- Прогнозирование. На предприятии используют группу методов, основанную на сборе и анализе статистических данных, а так же используют прогнозирование на основе тенденций.
- Планирование, которое в свою очередь делится на:
- краткосрочное (текущее), то есть разрабатываются детальные планы на срок до одного года как для предприятия в целом, так и для отдельных подразделений. Основными звеньями краткосрочного планирования являются календарные планы, в которых прописывается детальная конкретизация целей и задач. Например, в календарных планах предусматриваются расходы на ремонт или замену оборудования, обучение персонала.
- долгосрочное, то есть планы составляются на несколько лет вперед, сюда включают возможные перспективы развития предприятия в будущем, разрабатываются долгосрочные цели и прописываются возможные пути их достижения за счет текущих планов.
- Анализ и внесение корректив. Конечным результатом планирования является план, который соответствует требованиям руководства и направлен на получение прибыли предприятием. Внесение корректив необходимо при изменении экономической ситуации, которая может повлиять на эффективность работы предприятия.
- Реализация планов.
На предприятии осуществляется встречное планирование. То есть цели формулируются руководителем, а планы их достижения разрабатываются с участием работников. Достоинством данного подхода является участие работников и руководителей в организации планирования предприятием. Недостатком подхода является сложность организации.
Проанализировав планирование на рассматриваемое предприятие можно сделать вывод, что оно имеет некоторые недочеты, в частности это недостаточное участие работников предприятия в постановке целей дальнейшего развития.
Библиографический список
- Андрошина И. С. Финансовое планирование и бюджетирование: учеб. пособие / И. С. Андрошина, А. В. Носов, И. В. Остапенко. – М.: Изд-во МЭИ, 2018. – 174 с.
- Герасимов, Б. И. Организация планирования на предприятии / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – Москва: Гостехиздат, 2017. – 240 c.
- Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник и практикум / В.А. Горемыкин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 857 c