Свою статью хотелось бы начать с определения инклюзивного образования: инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями
Прошло почти два десятилетия с тех пор, как впервые на международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного образования (Москва, 2001 г), была принята Концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования. В концепции отмечалось, что эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов общеобразовательных и коррекционных школ и преподавателей вузов.
Анализируя, мы видим, что проблема была обозначена в начале нового столетия. Анализ многочисленных исследований, в числе которых работы С.В. Алёхиной, Д.З. Ахметовой, И.В. Возняк, О.В. Бонина, О.С. Кузьминой и др. показывает, что российский опыт только начинает складываться и развиваться.
В данном контексте мы соглашаемся с позицией С.В. Алёхиной, что профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании сегодня и требует развития определенной системы, ориентированной на изучение и распространение успешного опыта.
Следует особо подчеркнуть, что в создании отечественной системы непрерывного образования педагогов для реализации идей инклюзивного образования особую роль сыграл Институт проблем инклюзивного образования, созданный на базе Московского городского психолого-педагогического университета, он стал координатором работы по многим направлениям развития инклюзивного образования не только в столице, но и в стране.
В течение нескольких лет Институт проводит исследования по оценке степени реализации заказа по подготовке педагогических кадров в рамках Государственной программы «Доступная среда». На основе материалов исследований, в разных субъектах страны сделан серьезный анализ.
- Во-первых, выявлены наиболее типичные проблемы в знаниях у педагогических кадров в области педагогики и психологии инклюзивного образования;
- Во-вторых, аккумулирован накопленный опыт;
- В-третьих, в образовательных учреждениях многих субъектов Российской Федерации созданы стажерские площадки и мастер-классы.
Какое содержание вкладываем мы в понятие «подготовка педагогов к инклюзивному образованию»? По нашему мнению, это понятие является многоаспектным.
- Во-первых, это процесс непрерывного образования педагогов, преподавателей вузов, осуществляемый в институтах формального, неформального образования в соответствии с социокультурными условиями, запросами и особенностями обучающихся.
- Во-вторых, это специфичное содержание, представляющее собой систему теоретических, прикладных и методических знаний; аналитико-прогностических, проективных и коммуникативных умений, направленных на формирование ценностного отношения и повышения профессионализма в сфере инклюзивного образования.
- В-третьих, это особая философия образования, формирующая у педагогов новые компетенции, связанные с их готовностью принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей психического и физического здоровья.
Обзор научных исследований позволяет выявить наиболее перспективные тенденции в подготовке педагогических кадров.
- Первая тенденция заключается в том, что большинство исследований ученых посвящено проблемам подготовки будущих педагогов к реализации идей инклюзивного образования в системе профессионального образования. Так, в диссертационном исследовании Е.Г. Самарцевой рассматриваются проблемы подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста.
В другом исследовании И.Н. Хабизуллиной акцентируется внимание на подготовке будущих педагогов к реализации идей интегрированного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Все перечисленные исследования содержат ценные идеи, в них разработаны модели подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений. В рамках данной тенденции для студентов вузов разрабатываются учебные пособия, в числе которых пособия Е.А. Екжановой «Основы интегрированного обучения», Е.С. Слюсаревой «Теоретико-методологические и практические методы подготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования» и др.
- Другой тенденцией в подготовке педагогических кадров является качественное преобразование целей, содержания, методов и организации повышения квалификации действующих педагогов и преподавателей средних и высших профессиональных учреждений. Поиск в данном направлении осуществляется во многих субъектах Российской Федерации. Проиллюстрируем эту мысль конкретными примерами. В исследовании О.С. Кузьминой представлен опыт подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования города Омска и Омской области на базе регионального ресурсного центра инклюзивного образования (ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»).
Для педагогов создали программу «Подготовка педагогов к инклюзивному образованию», включающую пять моделей: «Инклюзивное образование как социально педагогический феномен», «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ», «Технологии, методы и формы организации инклюзивного образования», «Технологии формирования у детей с нормальным психофизическим развитием толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ», «Организация и содержание работы междисциплинарной команды, работа психолого-медико-педагогического консилиума». Программа повышения квалификации педагогов, на наш взгляд, представляет собой комплекс знаний по педагогике и психологии. Она апробирована в экспериментальных условиях и может использоваться в других регионах с учетом их особенностей. Модульная структура курса «Подготовка педагогов к инклюзивному образованию» дает возможность использовать специфичные технологии для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также адаптировать содержание к потребностям слушателей конкретной группы или отдельных слушателей, интересы которых отличаются от потребностей всех остальных. В целом положительно оценивая накопленный опыт в Омской области, отметим, что в исследованиях более широко представлены технологии подготовки к инклюзивному образованию школьных учителей.
Однако следует подчеркнуть, что новый для отечественной практики инклюзивный подход недостаточно исследован в постдипломном образовании преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений. Эта проблема нуждается в теоретическом и практическом осмыслении. В рамках реализации второй тенденции необходимо отметить, что в научных публикациях и исследованиях последних лет особое внимание уделяется технологической подготовке педагогов, работающих в образовательных учреждениях, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья.
При этом ведущие ученые в области инклюзивного образования С.В. Алёхина, Д.З. Ахметова, своих работах отмечают, что образовательный процесс в инклюзивном образовании осуществляется на основе личностно-гуманного подхода, обеспечивая условия для самостоятельности и активности обучающихся, их психологической безопасности и общей комфортности. При выборе технологии для инклюзивного образования ученые отдают предпочтение информационным технологиям. Например, в исследовании Т.М. Журавлевой описывается опыт в Свердловской области, реализующей проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». В рамках этого проекта обучено выше 600 педагогов и родителей детей-инвалидов. Ученый выявляет главное достоинство технологии дистанционного обучения, заключающейся в индивидуализации обучения: каждый обучающийся занимается по учебному расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Качество инклюзивного образования находится в прямо пропорциональной зависимости от того создана ли в образовательном учреждении инклюзивная образовательная среда, включающая совокупность ресурсов (специальное оборудование, технические средства реабилитации), а также специальное программно-методическое обеспечение, адаптированное к условиям инклюзивного обучения. Уверены, что далеко не каждое образовательное учреждение сможет создать такую среду. Как подчеркивают Г.Н. Подчалимова, Т.Г. Зубарева причина подобного положения заключается в отсутствии теоретико-методологической базы по созданию информационно-образовательной среды в конкретном образовательном учреждении; недостаточном уровне профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения; неготовности системы повышения квалификации к их компетентностно-ориентированному, корпоративному обучению в целях формирования такой среды. Вслед за вышеназванными учеными считаем целесообразным выделение такого направления в подготовке педагогических кадров как компетентностно-ориентированное повышение квалификации педагогов в области проектирования инклюзивной образовательной среды.
Отметим, что перечень выявленных и обозначенных выше тенденций в подготовке педагогов к реализации идей инклюзивного образования является условным и не исчерпывающим. В статье изложено наше видение проблемы. Но совершенно очевидно то, что проблема подготовки педагогов к инклюзивному образованию является сложной и многоаспектной. Успех выполнения поставленных задач определяется уровнем теоретической, технологической и мировоззренческой подготовки, а также методического мастерства педагогических кадров.
Библиографический список
- ИНФОУРОК URL: infourok.ru https://infourok.ru/statya-podgotovka-pedagogov-k-rabote-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-1352271.html
- Справочное пособие https://narfu.ru/upload/iblock/0f1/inklyuzivnoe-obrazovanie-vypusk-1.pdf
- disserCat электронная библиотека диссертаций URL: http://www.dissercat.com https://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-pedagogov-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu-detei-v-sisteme-povysheniya-k