В последнее время начало прослеживаться активное развитие сферы услуг. Несмотря на значительные отставания от рынка услуг в ведущих по экономическим показателям странах, российский рынок услуг с каждым годом развивается все больше. Учитывая, что более 60% от численности занятого населения работает в сфере услуг, требуется предупредить возможные негативные последствия, а также выявить благоприятное влияние такого развития рынка в данной сфере. Постоянный рост показателей численности занятых в сфере услуг говорит о том, что с каждым годом становится ниже процент занятых в государственных учреждениях или на предприятиях, где требуется ручной труд. Такое развитие экономики требует внимательного подхода и разработки стратегий, влияющих на уравновешенное положение показателей.
В наше время предложения услуг повсюду. Рынок услуг распространился настолько, что стал самостоятельным сектором современной экономики. Сейчас этот сектор по значимости можно сравнить с базовыми отраслями экономики. Если обратить внимание на функции, которые выполняет сфера услуг в экономической системе, то они благоприятно влияют на среду развития рыночной сферы. Сферу услуг определенно можно назвать неотъемлемой частью рыночной экономики, так как естественно, что основную часть занятых относится к негосударственному сектору. Сфера услуг максимально разнообразна в видах деятельности. Действительно, услуги могут быть совершенно разного направления: это могут быть бытовые услуги, распространенные сейчас услуги диджитал-агентств, услуги, касающиеся научных секторов [1]. Развитию направлений рынка услуг нет предела – все услуги, которые может предложить человек, и в которых действительно нуждается потенциальный клиент, могут иметь перспективу реализации на современном рынке.
Под сферой услуг обычно понимают совокупность отраслей народного хозяйства, результаты деятельности которых выражаются в предоставлении удобств. Сфера услуг – это система видов деятельности, которая независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, оказывают сервисные услуги, потребительная стоимость которых сводится к процессу предоставления услуг. Услуга в этом случае воспринимается как удовлетворение каких-либо потребностей без передачи права собственности на какое-либо имущество. Механизм реализации услуг в целом похож на процесс производства и продажи обычных материальных вещей. Однако основное отличие состоит в том, что в сфере услуг производство и продажа той или иной услуги происходит в одно и то же время.
Столь активное развитие сферы услуг в мире обусловлено влиянием следующих факторов:
- Политика государства.
- Социальные изменения.
- Тенденции бизнеса.
- Развитие информационных технологий [2].
Определяющими факторами развития сервисных можно назвать и научно-техническую революцию и структурно-технологическую перестройку материального производства. Росту сферы услуг способствуют и проводимые процессы приватизации различных отраслей.
Выделим основные преимущества сферы услуг:
- Разнообразие услуг и отсутствие привязанности в определенной территории.
- Повышение занятости населения путем создания новых рабочих мест.
- Поддержание динамичности развития рыночных отношений.
Основным недостатком сферы услуг является сокращение численности населения в государственном секторе.
В целом, анализ ситуации на рынке услуг показал, что развитие сферы услуг имеет ряд положительных аспектов. Грамотная стратегия по развитию сферы услуг сохранит всевозможные благоприятные формы проявления данного сектора и максимально, на сколько это возможно, устранит неблагоприятные проявления и последствия развития сферы услуг.
Библиографический список
- Балаева, О.Н. Управление организациями сфер услуг : учебное пособие / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2010. – 156 с.
- Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. И.П. Николаевой, Л.С. Шаховской. – Москва: Дашков и К°, 2016. – 242 с.
- Федоренко, К.П. Общий и таможенный менеджмент: учебник / К.П. Федоренко, В.В. Витюк, О.В. Нетаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 618 с.
- Экономика и управление социальной сферой: учебник / Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров, Т.В. Науменко и др.; под ред. Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет и др. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 496 с.
Количество просмотров публикации: Please wait