Введение. На данном этапе развития мировой экономики и торговли, с учетом глобализации и цифровизации, большого внимания заслуживает деятельность таможенных органов. Их роль состоит в обеспечении безопасности товарооборота и поддержании стабильного уровня экономического развития страны. Насколько качественно будут выполнены эти и другие функции, зависит в основном от практики применения таможенного администрирования.
Методы и организация исследования. В основу изучения практики таможенного администрирования положен анализ отечественного опыта.
В ходе написания статьи были проведены исследования, предполагающие использование структурного метода, метода обработки данных, а также методов систематического и логического обобщения.
Результаты и их обсуждение. Для начала следует отметить, что под таможенным администрированием понимается специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля.
В современных условиях совершенствование таможенного администрирования направленно на развитие теории и практики предоставления таможенных услуг.
Что бы разобраться в ситуации, сложившейся в России, обратимся к «Гайдаровскому форуму», на котором представители Федеральной таможенной службы, Министерства финансов и Министерства экономического развития обсудили развитие таможенного администрирования в России. В своем выступлении руководитель ФТС – В.И. Булавин говорит об эффективном взаимодействии России с другими участниками ВЭД. Как результат этого – новый федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Таможенный кодекс ЕАЭС и Комплексная программа развития ФТС России до 2020 года. Данная программа основана на принципе «Простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства». Следуя этому принципу, таможенная служба взяла устойчивый курс на цифровизацию, информатизацию и автоматизацию своей деятельности.В данном документе определены стратегические цели таможенной службы РФ:
- Повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации;
- Обеспечение полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет;
- Защита интересов отечественных производителей;
- Охрана объектов интеллектуальной собственности;
- Максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.
Однако важным моментом является сопоставление должного и имеющегося. Выполненными задачами в этой сфере можно считать:
а) реализовавшийся проект по автоматизации и выпуску деклараций (от 2015г.) – сейчас 65% оформляются в электронном виде;
б) ускорение обработки таможенной документации;
в) минимизацию нагрузки инспекторов;
г) развитие электронных ресурсов – 69 баз данных и 81 программное средство;
д) ликвидация субъективных причин при принятии решений и т.д.
Так, можно сделать вывод о положительном характере реформирования таможенного администрирования. Однако остается ряд проблем, на которые нужно обращать внимание, думая о будущем. К ключевым недостаткам существующей системы таможенного администрирования в России относятся:
а) многоэтапность таможенного оформления;
б) разобщенность контрольных функций таможенных и налоговых органов;
в) контроль товаров в рамках отдельной поставки (одной таможенной декларации);
г) слабая аналитическая работа в рамках системы анализа рисков и управления ими.
Для решения данных проблем можно рассмотреть следующие предложения:
а) перенос контроля в фискальных целях на этапы до ввоза товаров и после их выпуска для внутреннего потребления;
б) постепенная замена физического контроля товаров на анализ информации о них;
в) установление сквозного контроля движения товаров и совершения сделок с ними с момента ввоза до конечного потребления.
Заключение. Таможня – одна из важнейших сфер государства. От её состояния, функционирования и развития зависят: регулирование внешней торговлей страны, улучшение пропускной способности таможенных пунктов, перспективы сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности. Таможенное администрирование выступает основой взаимоотношений между таможенными органами и государством и является неотъемлемой частью государственного управления.
Библиографический список
- Владимир Булавин: «Развитию таможенного администрирования напрямую способствует внедрение передовых технологий» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. – Режим доступа: http://customs.ru/press/federal/document/168827, свободный. Дата обращения: 10.11.2019.
- Козак С., Чернякова А. «Дорожная карта» для таможни [Электронный ресурс] // Интернет-издание Торгово-промышленной палаты РФ «Торгово-промышленные ведомости». – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/4198.html, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.
- Проект «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах» [Электронный ресурс] // Архив сайта Евразийской экономической комиссии. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/news/Documents/P-01-10.pdf , свободный. Дата обращения: 10.11.2019.
- Бойкова, М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования [Электронный ресурс] : монография / М.В. Бойкова .— М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2017 . Режим доступа: http://rta.customs.ru/nrta/attachments/3756_978-5-9590-0935-9.pdf , свободный. Дата обращения: 10.11.2019.
- О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 10.02.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/ , свободный. Дата обращения: 10.11.2019.