МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ

Шавалеева Рамиля Альбертовна
Елабужский институт Казанского федерального университета
студент

Аннотация
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время спортивные игры имеют большую популярность среди всех возрастов и поэтому мы решили, рассмотреть, как осуществляется физическая подготовка спортсменов на примере командной игры - хоккей.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шавалеева Р.А. Методы и средства физической подготовки хоккеистов // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90653 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель: К.Р. Волкова

доцент, кандидат филологических наук

Введение. Для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в области хоккея с шайбой необходимо знать и владеть методикой обучения хоккеистов на всех этапах многолетней подготовки. Эти методики являются неотъемлемой частью физической подготовки тренера к учебно-тренировочному процессу и соревновательной деятельности. Значимость подготовки на каждом этапе обучения постепенно возрастает. По словам тренера команды «Мегафон», а также выпускника ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта Огулова В.Н. «Хоккей начинается с зрячих взаимодействий и совершенствуется в импровизациях»[3].

В процессе физической подготовки спортсмена важную роль играют гимнастические упражнения, благодаря которому можно повысить эффективность тренировочного процесса. Не мало важное значение,  в процессе тренировочного занятия имеет и психологическая готовность к соревновательной борьбе, а силовая подготовка служит благоприятным предпосылкам  для эффективного овладения техникой и освоение элементов силовой борьбы.

Цель исследования. Определить значимые физические качества в подготовке хоккеистов на протяжении всей их многолетней подготовки.

Методы исследования. Методами нашего научного исследования является анализ литературных источников, где авторами раскрываются методы и средства для развития физических качеств. Основываясь на их трудах, мы проанализируем основные качества, так как это является основой для физической подготовки хоккеистов.

Средства развития силовых качеств

Общеподготовительные – укрепление опорно-двигательного аппарата, гармоническое формирование основных мышечных групп. Содержит упражнения: со снарядами, на снарядах, с партнером, с преодолением веса собственного тела, и иных видов спорта.

Специально-подготовительные упражнения ориентированы на формирование специальных качеств хоккеиста. Они влияют большой степени нате мышечные группы, которые участвуют в выполнении разных приемов соревновательной деятельности. Включает упражнения: имитационные, упражнения, выполняемые на специальных тренажерных устройствах, измененные к хоккею спортивные игры.

Основные (соревновательные) упражнения проводятся на льду хоккейного поля в ходе развития основных двигательных способностей. Включает упражнения: для мышц ног, для мышц плечевого пояса и кистей рук, для комплексного воздействия на основные мышечные группы, участвующие в соревновательных движениях.

Методы. Метод повторных усилий применяет отягощения составляющие 30-40% от максимального с предельным числом повторений.

Метод динамических усилий. Метод учитывает максимальную скорость выполнения упражнения при незначительном отягощении (10–20 %) от максимального.

Метод прогрессирующих отягощений. Постепенное увеличение величины сопротивления как в одном тренировочном занятии, так и в следующих. Рекомендуется начинать отягощения равного 50% от веса.

Ударный метод. Ударное стимулирование мышечных групп путем применения кинетической энергии нисходящего груза или веса собственного тела. Этот метод дает возможность за короткое время достичь проявления максимальных силовых возможностей.

Метод максимальных усилий. Выполнение упражнений с предельными либо околопредельными отягощениями. Величина отягощения может составлять до 5 повторных максимумов, то есть вес, который спортсмен способен поднять от 1 до 5 раз в один подход.

Метод изометрических усилий. Выполнение максимальных повторных напряжений продолжительностью 5-6 секунд в статических условиях.

Изокинетический метод. Выполнение упражнений, в которых величина прилагаемого действия по всей амплитуде движения остается постоянной. Это предоставляет возможность сформировать мышечное напряжение и проработать мышцы при разных суставных углах, что весьма важно для хоккеиста, так как в игре он осуществляет разнообразные технические действия, особенно силовые приемы, в наиболее разнообразных исходных положениях.

Теперь же обратим внимание на развитие скоростных качеств.

Под скоростными способностями понимают возможности спортсмена в минимально короткий промежуток времени выполнение правильных двигательных действий.

Выделяют семь основных форм проявления скоростных качеств: скорость простой и сложной зрительно-моторной реакции, стартовое ускорение, дистанционная скорость, скорость рывково-тормозных движений, быстрота исполнения технических приемов и быстрота переключения от одного воздействия к другому. Указанные скоростные качества хоккеиста относительно независимы друг от друга. В соревновательной обстановке, они, как правило, выражаются комплексно. Недостаточное развитие какого-либо вида скоростных качеств существенно уменьшает эффективность скоростного маневра, которая во многом определяется степенью развития других физических качеств (силы, ловкости, выносливости) и особенно техникой передвижения.

Методы. Соревновательный метод способствует проявлении максимальных скоростных качеств, при значительном эмоциональном росте и наличии высокого интереса и атмосферы соперничества. В упражнениях могут применяться: бег на коньках в тренировочной форме без защитного обмундирования и т.д.

Игровой метод-это комплексное развитие скоростных качеств хоккеистов. Подвижные и спортивные игры влияют на темп двигательных реакций, быстроту движений и быстроту переключений с одних действий на другие.

Повторный метод. Две разновидности: выполнение собственно-скоростных упражнений с предельной или околопредельной скоростью и выполнение скоростно-силовых упражнений, при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путем передвижения относительно легкого груза с максимальной скоростью.

Вариативный метод предполагает выполнение скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и простых условиях.

Затем следует рассмотреть развитие выносливости.  Выносливость хоккеиста – это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и способность противостоять ему, когда оно может появиться. В хоккее принято подразделять на общую и специальную.

Под общей выносливостью обычно понимается способность спортсмена к продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности. Способность хоккеиста поддерживать высокий темп в протяжении одного игрового отрезка (40-60 с), периода (20 мин), всего матча характеризует его специальную выносливость.

Методы. Игровой метод. Присуща многообразие способов достижения цели, сюжетная организация, комплексный характер деятельности. Игровой метод дает возможность точно дозировать нагрузки. При применении этого метода можно регулировать и контролировать нагрузку общей продолжительностью игры и отдельных игровых моментов, числом двигательных упражнений, количеством участвующих в игре или эстафете спортсменов, величиной игровой площадки, возможностью изменения правил игры.

Равномерный непрерывный метод – это метод выполнения упражнений с постоянной интенсивностью в течение продолжительного времени. Упражнения могут осуществляться одинаково с максимально допустимой, средней, умеренной и небольшой интенсивностью.

Повторный метод. Упражнения выполняются многократно с интервалами отдыха, которые позволяют почти полностью восстановить силы организма после тренировки. Развивает общую выносливость с помощью беговых упражнений на земле и на льду на небольших дистанциях.

Соревновательный метод- это тренировки – участия в официальных и неофициальных соревнованиях. Хоккеисты работают на грани своих возможностей и стараются продемонстрировать хорошие результаты, учатся мобилизовывать свои силы и возможности на победу.

Интервальный метод. Упражнения выполняются многократно с интервалами отдыха между ними, которые не гарантируют относительно абсолютного восстановления от предыдущей работы.

Непрерывный метод предусматривает выполнение упражнений с переменной интенсивностью длительное время. Применяется для воспитания общей и скоростной выносливости организма и высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам хоккеистов.

Подчеркнем также средства развития координационных способностей. Все средства координационных качеств хоккеиста делится на два раздела: общие координационные качества и специальные координационные качества.

К общим координационным качествам необходимо отнести акробатические и гимнастические упражнения, а также спортивные и подвижные игры.

Специальные координационные качества направлены на совершенствование координации специфических движений хоккеиста и его возможности оценивать и менять свои действия в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Необходимо отнести акробатические упражнения, упражнение на гимнастических снарядах, спортивные и подвижные игры, упражнения на батуте и борьба.

Методики. Методические приемы: введение необычных исходных положений (старты из различных положений и т.п.), зеркальное выполнение упражнений (ведение шайбы левой рукой), изменение скорости и темпа движения (выполнение различных игровых упражнений с темповой аритмией), изменение тактических условий (замена стратегии в процессе игры) и др.

И самое главное следует выделить развитие гибкости. Гибкость – это способность хоккеиста выполнять разные движения с большой амплитудой.           Гибкость может быть пассивной и активной. В активную входят упражнения, содержащие простые пружинистые и маховые движения. Активная гибкость зависит от состояния центральной нервной системы, которая согласовывает силу напряжения и расслабления мышц. В пассивную гибкость входят упражнения, с оказанием внешней помощи. Пассивная гибкость зависит от форм суставных костей и гибких сухожилий, связок и растягиваемых мышц.

Для развития гибкости и поддержания ее в нужной форме, используют упражнения, которые осуществляют с предельной возможной амплитудой движения – упражнения на растягивание. Они могут быть пассивными и активными. Хорошо разрабатывают гибкость соответствующие упражнения:

1. маховые движения отдельными звеньями тела;

2. пружинящие упражнения;

3. все активные движения, производимые с максимальной амплитудой;

4. статистические упражнения, сопряженные с сохранением максимальной амплитуды в течение нескольких секунд.

Предложенные упражнения возможно выполнять с небольшими отягощениями (набивными мячам, «блинами» и другими предметами); с упругими предметами – амортизаторами, резиной; с содействием напарника, с дополнительным усилием, прилагаемым самим выполняющим упражнение.

Пред выполнением упражнений необходимо провести хорошую разминку и согреться. Следует иметь в виду, что излишняя нагрузка при выполнении упражнений на гибкость способен привести к разрыву мышечной ткани, поэтому необходимо приступать с малой амплитуды движений и со временем ее повышать.

Заключение. В заключении следует сказать, что физическая подготовка представляет собой процесс обучения двигательных способностей хоккеистов, ориентированный на улучшение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее физическое развитие и укрепление здоровья. Ведь в хоккее основным считается способность к быстрому и качественному мышлению как основы взаимодействий в период игры. И следует также подчеркнуть, что физическая подготовка определяет способности хоккеиста выполнении различных технических и тактических действий.


Библиографический список
  1. Савин, В. П. Теория и методика хоккея/ В.П. Савин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.
  2. Мельников, И. В. Физическая подготовка хоккеиста/ И.В. Мельников.- М., 2013. – 70 с.
  3. Огулов, В.Н. Азбука тактики хоккея/ В.Н. Огулов. – СПб., 2008. – 17 с.
  4. Горский, Л. Тренировка хоккеистов/Л. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 224 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шавалеева Рамиля Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация