Исследование сходств между человеком и животными началось с теории Чарльза Дарвина. Изначально исследовались эмоции и внешние реакции, затем стали изучать практическое мышление [1].
В 1927 году И.П. Павлов, проводя многочисленные опыты и наблюдения на лабораторных животных, доказал, что животные также обладают темпераментом. что разные темпераменты есть не что иное, как проявление индивидуальных различий в свойствах протекания возбудительных и тормозных процессов в высших отделах Мне приснился просто ужасный сон [1].
Животные свои психологические и поведенческие аспекты приобретают с помощью двух путей: по наследству или усваивается в стихийном процессе наученная. У человека, кроме этих двух путей, есть ещё и осознанный, регулируемый процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием [3].
Даже при одинаковых атомо-физиологических задатках человек в своем развитии достигает большего, чем животное, так как на человека оказывают влияние процессы обучения и воспитания, что в конечном итоге называется «результатом научения» [2].
Как и у животного, так и у человека, с рождения присутствуют все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и так далее. Однако, восприятие, мышление и память развитого человека отличается от подобных функций у животных и новорождённых детей. Эти отличия проходят сразу по нескольким пунктам:
1. У человека, в отличии от животного, восприятие обладает предметностью и осмысленностью, память – произвольностью.
2. Животные могут пользоваться только той информацией, которую сами приобретают, то есть память их ограничена. Человеческой память же безгранична, человек может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации, так как нету необходимости постоянно помнить данную информацию.
3. Только человек может обладать словесно-логическим мышлением [3].
Говоря об эмоциях человека и животного, тут есть и общее. Первичные эмоции, имеющие врожденный характер, присуще обоим видам. Они их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в ситуациях, вызывающих сильное эмоциональное напряжение. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. К примеру, у высших приматов можно наблюдать что-то схожее с настроением человека, его аффектами и стрессам [1].
Однако, животному не присуще испытывать высшие нравственные чувства, такие чувства воспитываются только под определенным социальным влиянием и окружением [2].
Есть спорный момент относительно потребностей в общении, альтруизме, доминировании и агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до си пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются в ходе социализации. Также, человек может обладать специфическими социальными потребностями, что точно не характерно для животных [3].
Таким образом, человек является социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. Человеку, как природному существу, характерно наличие рудиментных органов и инстинктов, внутриутробное развитие и продолжительность жизни, испытывание потребностей в пище и тепле. Как социальное существо человек способен абстрактно мыслить, использовать воображение и фантазию, использовать речь [2].
Библиографический список
- Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 336 c.
- Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: Академия, 2009. – 416 c
- Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2008. – 400 c.
Количество просмотров публикации: Please wait