Профессиональная компетентность – это способность специалиста, эффективно решать профессиональные задачи, согласно заданным стандартам.
Кроме понятия профессиональная компетентность существует такое понятия как развитие профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности – это процесс самосовершенствования, постоянное развитие своих индивидуальных и профессиональных качеств, получение нового опыта, обработка и усвоение новых знаний [1].
Выделяют следующие этапы сформированности профессиональной компетентности:
1. Самоанализ и осознание необходимости.
2. Планирование саморазвития.
3. Самопроявление, анализ, самокорректировка.
Для успешного формирования профессиональной компетентности педагог должен обладать следующими умениями:
1. Теоретические умения педагога профессионального обучения:
1) Аналитические умения:
- Выявлять педагогические задачи и пути ее решения;
- Разделять педагогические явления на категории;
2) Прогностические умения:
- Правильно отбирать способы решения задач;
- Предвидеть возможные результаты;
- Планирование деятельности совместно со студентами.
3) Проективные умения:
- Разработка воспитательных проектов;
- Учитывать особенности и предпочтения студентов;
- Планировать мотивационную базу для студентов.
4) Рефлексивные умения:
- Анализ собственной деятельности;
- Анализ эффективности выбранных методов и приемов;
- Анализ полученного опыта.
2. Практические умения педагога профессионального обучения:
1) Организаторские умения педагога профессионального обучения:
- Развитие у студентов интереса к учебной деятельности;
- Обработка информации и ее адаптация к учебной деятельности;
- Создание условий для развития личностных качеств студента;
- Создание условий для формирования у студентов морально- ценностных качеств.
2) Коммуникативные умения педагога профессионального обучения:
- Слушать и быть услышанным;
- Понимать сущность личности;
- Определять отношение людей к определенным явлениям;
- Правильно воспринимать информацию и уметь реагировать;
- Осуществление коммуникации со студентами и коллегами;
- Получение обратной связи во время общения со студентами [3].
Требования к компетенциям преподавателей можно найти в профессиональном стандарт педагога. Сначала его хотели ввести с 1 января 2015 года, но согласно приказу Минтруда от 25.12.14, зарегистрированного в Минюсте 19 февраля 2015 года, пункт 2 данного приказа вступил в силу 1 января 2017 года [2]. Данные требования необходимы для того, чтобы получить в будущем высококвалифицированного специалиста. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании.
Библиографический список
- Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. 2016. № 12, с.34-37
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. -2015. – №10
- Глазунов А.Т. Формирование профессиональной компетентности. – М.: Изд. центр НОУ ИСОМ, 2003.