ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА УЧЕБНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Караганова Ксения Александровна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье проводится характеристика учебных деловых игр как интерактивного метода обучения. В статье определяется понятие и сущность учебных деловых игр. Авторы также выделяют преимущества учебных деловых игр над традиционными методами обучения, что обуславливает актуальность статьи.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Караганова К.А., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Понятие, сущность и преимущества учебных деловых игр // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/10/90813 (дата обращения: 18.04.2024).

Учебная деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, которые характерны для данного вида практики [17, С.14].

Образовательная функция учебной деловой игры крайне значима, так как учебная деловая игра даёт возможность задать в рамках учебного процесса предметный и социальный контексты грядущей профессиональной деятельности и таким образом осуществить моделирование наиболее оптимальных и эффективных по сравнению с традиционным обучением условий формирования личности будущего специалиста.

В рамках учебной деловой игры активное обучение участников осуществляется в процессе совместной учебной деятельности. При этом каждый участник решает свою отдельную задачу или проблему в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре представляет собой не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но в первую очередь общение, которое имитирует общение людей в процессе настоящей изучаемой деятельности. Учебная деловая игра является не просто методом совместного обучения, а активным методом обучения совместной учебной и профессиональной деятельности.

Для осмысленного применения учебных деловых игр в рамках учебного процесса нужно для начала выяснить их сущность.

Сложность понятия учебной деловой игры привела к несогласованности в многочисленных предпринимаемых попытках его определения. На сегодняшний день учебную деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как некоторый имитационный эксперимент, и как метод интерактивного обучения, исследования, решение поставленных практических задач. Всё же, данное многообразие недостаточно представлено в существующих определениях учебной деловой игры.

Соответственно, необходимо рассмотреть перечень определений данного понятия и проанализировать их.

Учебная деловая игра представляет собой метод имитации принятия решений управленцев или специалистов в различных производственных ситуациях, который осуществляется по заранее заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [13, С.26].

Учебная деловая игра является также средством моделирования различных условий будущей профессиональной деятельности (включая экстремальные) при помощи методики поиска новых способов и методов её  выполнения. Учебная деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и общественного взаимодействия. Она также является оптимальным методом обучения, так как в некоторой мере снимает противоречия между абстрактным теоретическим характером учебной дисциплины и реальным практическим характером будущей профессиональной деятельности [1, С.3].

Учебная деловая игра представляет собой групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, которые имитируют реальную производственную обстановку [12, С.132].

Для выявления сущности понятия необходимо рассмотреть теоретические основы учебных деловых игр, их назначения, основные характеристики, структуру. Нужно понимать значение учебной деловой игры в гуманизации профессиональной деятельности, а также полностьюю осознавать этот метод в качестве реализации диалогического принципа в рамках профессионального обучения.

Учебная деловая игра даёт возможность найти решения сложных проблем при помощи использования специальных правил обсуждения, а также стимулирования творческого потенциала участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение.

Из вышеприведённого можно сделать некоторый вывод о том, что в научной литературе на данный момент нет однозначного определения понятия учебной деловой игры, но проанализировав различные трактовки исследователей, можно увидеть, что во всех них есть ключевая особенность учебной деловой игры, которая заключается в наличии ситуации или имитационной модели, которая максимально приближена к жизненной ситуации.

Учебные деловые игры могут применяться для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Можно обратить внимание на то, что метод учебных деловых игр синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.

Рассмотрим преимущества деловых игр перед традиционными методами обучения:

1. Цели учебной деловой игры в большей степени согласуются с практическими профессиональными потребностями обучающихся. Эта форма организации учебного процесса снимает некоторое противоречие между теоретическим абстрактным характером учебной дисциплины и реальным практическим характером будущей профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным учебным дисциплинам.

2. Учебная деловая игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.

3. Форма данного метода соответствует логике деятельности, включает момент взаимодействия между участниками учебной деловой игры, готовит к профессиональной коммуникации.

4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых в будущую профессиональную деятельность.

5. Учебная деловая игра отличается обратной связью, причём более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

6. В рамках учебной деловой игры происходит формирование установок на эффективное осуществление профессиональной деятельности, а также легче преодолеваются стереотипы, корректируется профессиональная и учебная самооценка.

7. Традиционные методы обучения предполагают доминирование интеллектуальной сферы, а в рамках учебной деловой игры у каждого обучающегося проявляется вся личность.

8. Учебная деловая игра провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов [22].

Учебные деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, а также наглядно представляют последствия принятых участниками решений, дают возможность проверить варианты альтернативных решений, принятых другими участниками в ходе учебной деловой игры. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но достаточно точная информация, что непосредственным образом усиливает доверие к полученным в ходе игры результатам и стимулирует развитие у участников качества ответственности.

Таким образом, следует отметить, что учебные деловые игры в отличие от  традиционных методов обучения дают возможность наиболее полно и точно воспроизводить учебно-профессиональную деятельность участников, выявлять различные учебно-профессиональные проблемы, а также причины их возникновения. Учебные деловые игры дают возможность участникам разобраться в допущенных ошибках, а также ошибках других участников, выслушать различные точки зрения, позиции и советы со стороны.


Библиографический список
  1. Бирштейн, М. М. Основные направления развития деловых игр Текст. / М. М. Бирштейн // Деловые игры в мире : материалы науч. конф. : в 2-х т. Т. 1 : Изд-во С.-Петерб. инженер.-эконом. ин-та, 2015 . С. 3-14.
  2. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: Academia, 2015. – 336 c.
  3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация