Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и реализация федеральных государственных стандартов второго поколения ставят перед образовательным учреждением новые задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Новые требования предъявляются не только к структуре и результатам освоения общеобразовательной программы, но и к условиям их реализации. Одним из важнейших условий их реализации является кадровая подготовка специалистов, соответствующая требованиям профессионального стандарта педагога [5, с. 57]
В результате чего ключевым аспектом работы преподавателей высших учебных заведений становится уровень профессионализма и квалификации, овладением современными педагогическими технологиями, помогающими обеспечить высокое качество образования и подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям профессионального стандарта педагога.
Для раскрытия требований профессионального стандарта педагога, мы предлагаем определение Н.В. Кузьминой. По мнению автора, профессионально-педагогическая компетентность содержит в себе пять блоков компетентности:
1. Специальный и профессиональный блок (требования к компетентности преподаваемой дисциплины);
2. Методический блок. (требования к компетентности в области формирования знаний, умении и навыков учащихся);
3. Социально-психологический блок. (требования к компетентности в области процессов взаимодействия педагога с коллегами и учащимися);
4. Дифференциально-психологический блок (требования к компетентности в области индивидуального подхода педагога, учета мотивов и способностей учащихся);
5. Аутопсихологический блок (требования к компетентности в области рефлексии собственной деятельности: определение достоинств и недостатков проделанной работы). [3, с. 90].
Определенные выше требования к профессиональной компетентности педагога перекликаются с требованиями, выделенными профессиональным стандартом педагога, которые можно сгруппировать по основным сферам профессиональной деятельности педагога [4, с. 279]:
- нормативно-правовая сфера (знание и применение основ законодательства, учет требований нормативных правовых документов, регулирующих образовательную деятельность);
- психолого-педагогическая сфера (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, стадий и кризисов развития и социализации личности; умение выявлять в ходе наблюдения различные проблемы обучающихся; разработка индивидуальных маршрутов и программ профилактики различных форм отклонения, в том числе и для детей с ОВЗ);
- социокультурная сфера (учет семейных отношений; знание и умение выстраивать работу с учащимися и их родителями, понимание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития);
- общепедагогическая сфера (проектирование образовательного процесса на основе общих принципов обучения, педагогических закономерностей, теоретических и практических исследованиях).
Исходя из вышеизложенного, преподаватель высшего учебного заведения должен обладать определенным багажом знаний, умений и навыков, которые определяют его как компетентного преподавателя. Компетентный преподаватель высшего учебного заведения – это хороший методист, который профессионально владеет методикой преподавания, позволяющей ему преподнести учебный материал в виде системы познавательных ситуаций, через решение которых студенты овладеют содержанием изучаемой дисциплины. Влияние педагога эффективно, когда студент чувствует и знает, что их учит настоящий профессионал своего дела, который своей предметной компетенцией может пробудить интерес к знаниям, уважение к преподавателю и его требованиям [2, с. 10].
Современные средства обучения: учебники, пособия для преподавателей высших учебных заведений позволяют при соответствующей квалификации проектировать учебные занятия так, чтобы формировать у будущих педагогов высокий уровень педагогической компетентности. Результативность и эффективность занятия определяется не только абсолютными и прочными знаниями, но и сформированным умением употреблять полученные знания в практических ситуациях, формировать опыт решения вопросов.
Самые существенные методические приемы связаны с использованием различных технологий обучения: интерактивные технологии, активные технологии, обучение в сотрудничестве, ИКТ-технологии и др. При этом важно, чтобы обучение носило деятельностный характер. Обучения в высшей школе рассчитывают на наличие современных средств организации процесса, которые разрешают преподавателям сберегать и дорабатывать учебный материал, побуждая к свежим инновационным методам преподавания [1, с. 108].
Таким образом, работа по подготовке высококвалифицированных педагогов в высших ученых заведениях – это комплексная система, которая должна обеспечить условия результативного взаимодействия всех элементов вуза с целью увеличения качества образования. Данная система нацелена на подготовку педагогических кадров, отвечающих требованиям профессионального стандарта «Педагог» и готовых по окончании обучения вести самостоятельную педагогическую деятельность с предельной эффективностью и продуктивностью для развития обучающихся.
Библиографический список
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной школе. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- Кузовлев, В. П. Особенности конструирования модели современного педагога на основе синхронизации ФГОСов общего и высшего профессионального образования нового поколения // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т.3 (№ 17) – С. 5 – 11.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. – 117 с.
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1
- Ямбург, Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт? М.: Просвещение, 2004. – 178 с.