ХУДОЖСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В ИСКУССТВЕ

Диваков Дмитрий Сергеевич1, Лукошкова Анастасия Сергеевна1, Цыбульский Кирилл Константинович1
1Северный государственный медицинский университет, студент 5 курса лечебного факультета, г. Архангельск

Аннотация
Данная статья посвящена краткому обзору основных изменений, коснувшихся медицину на протяжении XIX - XX веков, а именно отражению данных нововведений в изобразительном искусстве на примере 2 художственных произведений различных эпох, соответствующих заявленным выше временным рамкам.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Диваков Д.С., Лукошкова А.С., Цыбульский К.К. Художственное отражение процесса становления современной медицины в искусстве // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/09/90185 (дата обращения: 15.03.2024).

Во врачебном сообществе хорошо известно о широком распространении в конце XIX века учения об асептике и антисептике, об успехах в развитии сестринского дела в XIX – XX веках и других достижениях медицины того времени [1, с .125].

Прекрасным отражением данных изменений является сравнение картин Томаса Икинса «Клиника Гросса» (рис. 1) и Геннадия Семакова «Доктор Орлов» (рис. 2). Оба полотна посвящены хирургии и двум великолепным докторам.

Рисунок 1. Томас Икинс «Клиника Гросса»

Рисунок 2. Геннадий Семаков «Доктор Орлов»

Доктор Сэмюэль Гросс был новатором хирургических методов лечения заболеваний в области травматологии, внес значительный вклад в накопление знаний и развитие медицины, что и нашло отражение в живописи. Так, операция лечения остеомиелита еще 10 лет назад приводила к ампутации пораженной конечности. В работе Икинса доктор Гросс вместо почти средневековой, опасной для жизни операции проводит минимальное хирургическое вмешательство, которое имеет благоприятный прогноз для жизни пациента. Другое достижение, которое Икинс демонстрирует нам – применение хлороформного наркоза. До его введения операции приходилось проводить быстро, что значительно уменьшало объём и продолжительность хирургических вмешательств.

Тем не менее, некоторые моменты, запечатленные на полотне, кажутся старомодными и непривычными для современности [2, с. 142]. Обратим внимание: доктор Гросс и его ассистенты проводят операцию в уличной одежде. В этот момент, в 1875 году, Гросс был противником новейшего учения об антисептике, распространяемого доктором Листером. Бросается в глаза и отсутствие искусственного источника света в операционной. Скудное естественное освещение позволяло проводить операции только днем. Заметим, что хирургическое вмешательство проводится в большой аудитории, полностью заполненной посторонними людьми. В том числе, непосредственно вблизи операционного стола сидит женщина, предположительно мать пациента. Она не в силах наблюдать за ходом операции. Ужас и муки, испытываемые ею, контрастируют с компетентностью, командной работой докторов [3, с.491].

Теперь обратимся к картине Геннадия Семакова «Доктор Орлов», которая была сделана несколько десятилетий спустя. По воспоминаниям коллег, Орлов Георгий Андреевич был выдающимся врачом, основоположником сердечной и торакальной хирургии, анестезиологической службы на Севере. Во многом его научные достижения обусловлены сменой научной парадигмы в медицинской среде.

На картине «Доктор Орлов» мы видим, как изменился подход к проведению лечебно-диагностических мероприятий. Врачи теперь одеты в белую специальную одежду, они используют перчатки и маски. В операционной соблюдаются правила асептики и антисептики. За соблюдением стерильности следит медсестра. Школа медсестер появилась в России в конце XIX века. Её выпускницы сразу стали широко востребованы в медицинской практике. Медсестру можно сравнивать с матерью в «Клинике Гросса». Мать истерична, медицинская сестра полностью собрана, образована. Она незаменимый помощник врача при совершении им различных манипуляций.

Кроме того, можно заметить, что хирургический амфитеатр теперь располагается в отдельном, специально оборудованном помещении с искусственным освещением. На заднем плане виднеется устройство, напоминающее наркозный аппарат. Он ознаменовывает начало нового этапа в развитии анестезиологии – применение масочного наркоза.

Правила проведения хирургических операций менялись в течение многих лет. Перемены были направлены на совершенствование техники и методов лечения, появления которых невозможно представить без возникших учений об асептики и антисептики, новых методов анестезии, развития сестринского дела. И в конечном итоге все прошедшие изменения направлены на излечение людей от заболеваний, улучшение прогноза их жизни.

Данные события нашли свое отражение в искусстве, в том числе и в живописи, что мы и смогли проследить при сравнении картин Томаса Икинса «Клиника Гросса» и Геннадия Семакова «Доктор Орлов».


Библиографический список
  1. Общая хирургия: учебник / Петров С.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – 2010. – 768 с.
  2. Образ врача в изобразительном искусстве / Куликовская А.Д. – искусств глазами молодых материалы IX Международной (XIII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 140-144.
  3. Образ врача в изобразительном искусстве / Абляева В.И., Николаева Н.А.  – Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. Т. 6. № 1. С. 490-492.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Lenglelli»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация